Цена - денежное выражение стоимости товара. В основе стоимости товара лежат затраты на произ¬водство и реализацию продукции с учетом чистого дохода, необходимого для эффективной деятельности предприятия, а также платежи в бюджет.
История
Литовское - kaina (цена, польза).
В славянских языках слово "цена" появилось около X-XI вв. В древнерусском языке под ценой понимали "стоимость какого-либо товара в денежных единицах" или "важность, значимость чего-либо".
Родственными являются:
Украинское - цiна.
Польское, чешское - cena.
Производные: ценность, оценка, ценный, ценить.
Классификация цен
В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен подразделяются следующим образом:
1. По характеру обслуживаемого оборота
- оптовые цены покупки и продажи, в т.ч. биржевые
- розничные цены
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке
- свободные цены (цена спроса, цена предложения)
- регулируемые цены (предельные, фиксированные цены)
3. По способу фиксации
- твердые
- подвижные- цена, зафиксированная на дату подписания контракта, может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена изменится
- скользящие - цена может быть пересмотрена с учетом изменения в издержках производства
4. По способу получения информации об уровне цены
- публикуемые - справочные и прейскурантные
- расчетные
5. В зависимости от вида рынка
- цены товарных аукционов
- биржевые котировки
- цены торгов
6. С учетом фактора времени
- постоянная цена
- сезонная
- ступенчатая
7. Трансфертные цены - внутрифирменные цены
8. Мировые цены
9. По условиям поставки и продажи
Определение цены
Определение цены товара является чрезвычайно ответственным этапом маркетинговой программы. В зависимости от выбранной стратегии компания может по-разному формировать цены на свою продукцию. Основными факторами, влияющими на назначение цены являются:
1. Уровень издержек производства
2. Степень конкуренции на рынке
3. Вид товара или услуги
4. Имидж компании
5. Соотношение спроса и предложения на рынке
6. Факторы "внешней среды"
В задачи ценообразования входит обеспечение необходимого объема реализации, достаточного для выполнения основных целей компании. Существуют три основные вида ценообразования для определения базового уровня цен на продукцию компании.
1. С учетом издержек производства
2. Основанное на спросе потребителей
3. Основанное на конкуренции
Используемые источники
1. bibliotekar.ru/mezhdunarodnye-otnosheniya-1/31.htm
2. enc-dic.com/semenov/Cena-329.html
3. marketing.spb.ru/read/kurs1/1.htm
4. dist-cons.ru/modules/strateg/4/2/text42.html