Термин в Энциклопедическом Фонде

Пастель

"Деревня".
Пастель на бумаге. 47х72 см Частная коллекция, Нью-Йорк

Пастель (франц. pastel, итал. pastello, от pasta - тесто), техника живописи и рисования, а также краски для неё. Пастель изготавливается в виде коротких разноцветных палочек - карандашей без оправы из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ (мел, гид тальк и др.) Карандаши пастели бывают твердые, средней мягкости и мягкие. Пастелью пишут и рисуют по шероховатой поверхности бумаги, каргой по грунтованному холсту, замше, пергаменту и т. д., начиная жестковатыми карандашами и заканчивая мягкими; красочный порошок растирают пальцами или растушкой. Для пастели характерны бархатисто-матовая поверхность красочного слоя, звучный и чистый цвет, мягкость красок, сохраняющих первоначальную свежесть. Пастель необходимо оберегать от прикосновений и сотрясений: ее краски легко осыпаются, а их закрепление возможно только за счет частичной утраты основных достоинств.

1. Разновидности пастели

Пастель бывает трех типов - "сухая", масляная и восковая.

Масляная пастель
Масляная пастель производится из смесей пигмента с льняным маслом путем прессовки. По своему составу больше напоминает восковые мелки, чем мягкую пастель. Мелки должны быть мягкими и давать насыщенный цвет. В лучших марках масляной пастели содержится больше пигмента; они более упругие и эластичные по сравнению с восковыми мелками.
Аналогично производится "сухая" пастель, за тем исключением, что не используется масло.
Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Будучи материалом на основе воска, масляная пастель не подвержена изменениям в процессе высыхания, чем отличаются масляные краски. Масляная пастель считается учебным материалом, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных.
Природа масляной пастели позволяет создавать эффекты, которые неповторимы в других техниках рисунка. Масляная пастель даёт глубокий, насыщенный цвет и красивую фактуру. Она хороша для создания декоративных картин.
Масляная пастель не предназначена для нежных переливок и растушевок. Не рекомендуется пользоваться масляной пастелью, если необходимо добиться светостойких и долговечных характеристик. Масляную пастель часто используют в работе для последующей репродукции или в качестве вспомогательного материала для компьютерной графики.

2. История пастели

Пастель получила своё название от слова "а пастелло", которым именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками ХVI века, в том числе и Леонардо да Винчи.
XVIII век - расцвет пастели. Пастель становится самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Буше, Латур, Шарден, Грёз,Лиотар,Делакруа. Выдающимся пастелистом была итальянская художница Розальба Каррьера. Затем классицизм решительно отвергает пастель, как технику слишком нежную, бледную и лишенную решительности линий.

Во второй половине XIX века пастель переживает некоторое возрождение в творчестве Менцеля, Мане, Ренуара, Одилона Редона и особенно
Эдгара Дега, который открывает в пастели совершенно новые возможности - сильную линию, звучность краски и богатство фактуры.

3. Пастель в русском искусстве XVIII - XX вв.

К этому времени относятся работы И. Барду, К. Барду, А. Орловского, А. Венецианова, С. Зарянко, П. Оленина, К. Маковского, И. Левитана, В. Серова, А. Бенуа, Б. Кустодиева, К. Сомова, М. Добужинского, Л. Пастернака, Л. Бакста, З. Серебряковой, П. Челищева, А. Каплана и др.
В России пастель появилась в первой половине XVIII столетия, привезенная иностранными художниками. На протяжении всего XVIII в. создателями произведений в этой технике были мастера россики - иностранные живописцы, работавшие в России. Они выполняли портреты на заказ. Распространение в среде русских художников техника пастели получила несколько позже. Скорый в изготовлении, исполняемый зачастую в один сеанс, пастельный портрет получил широкое распространение, стал одним из видов заказного изображения, выполняя функцию фотографии.
Как выдающиеся пастелисты известны швед Вигилиус Эриксен, создатель оригинального иконографического типа портрет императрицы Екатерины II; француз Жан Сансуа, автор портрета великого князя Павла Петровича; немец Якоб Орт, автор профильного изображения Елизаветы Алексеевны. Самым известным и плодотворным мастером пастельного портрета в России в последней трети XVIII в. был уроженец Швейцарии Иоганн Барду, писавший на специально загрунтованном холсте, бумаге и пергаменте небольшие овальные или восьмиугольные портреты. Барду переехал в Санкт-Петербург в 1784 г. и исполнил пастельные портреты Екатерины II и ее фаворита А. Д. Ланского. Самой ранней пастелью в собрании Русского музея является этнографическая этюдная зарисовка немецкого художника Яна Касселя "Молодой башкир", выполненная в 1735 г.
Эпоха расцвета пастельного портрета в России приходится на первую треть XIX столетия. Ведущий мастер этого времени - Карл-Вильгельм (Карл Иванович) Барду, берлинский уроженец, прославившийся, прежде всего, как автор пастельных портретов. С 1806 г. Барду-младший жил в Москве, где исполнил множество портретов членов семей московского дворянства. Два лучших произведения Барду экспонируются на выставке: по качеству и сохранности это настоящие раритеты. На одном из них - "Портрет молодого человека" (1811) - запечатлен известный русский поэт пушкинского круга Е. А. Баратынский в детстве.
Наряду с другими графическими и живописными техниками, пастель использовал Александр Осипович Орловский, обучавшийся в Европе живописец, рисовальщик, гравер и литограф, обладатель "быстрого карандаша" (по выражению А. С. Пушкина). Первые десятилетия творческого пути активно работал пастелью и Алексей Гаврилович Венецианов. В 1807 г. Венецианов поступил на статскую службу, а в свободное время ходил в Эрмитаж и копировал пастельными карандашами картины Луки Джордано и Бартоломе Эстебана Мурильо. Позже Венецианов поднес два жанровых крестьянских портрета пастелью императрице Елизавете Алексеевне, за что получил бриллиантовый перстень, а в 1823 г., подарил "картину в сельском домашнем виде пастельными красками" Александру I. По-видимому, это и был один из шедевров знаменитого живописца, ныне принадлежащий Русскому музею -"Очищение свеклы".
С 1840-х гг. в Россию из Европы приходит мастерство дагерротипии, а в конце 1840-х гг. появляется способ тиражирования фотографических изображений. Впечатляющая новация на время вытеснила с художественного рынка акварельный, миниатюрный и пастельный портрет, поэтому в России в 1840-1860-е гг. пастель находит крайне редкое употребление. Середина XIX столетия отмечена единичными работами в технике пастели, авторами которых были Сергей Константинович Зарянко, Наталья Егоровна Макухина ("Портрет художника Ковригина"), Петр Алексеевич Оленин ("Портрет Ивана Андреевича Крылова"), Павел Петрович Соколов, Иоганн-Адольф Тимм. Использовал пастель и Константин Маковский ("Вакханка". 1860).
В 1890-х гг. пастельная техника в России фактически переживает второе рождение, а двадцатилетие между 1890-ми и 1910-ми вполне можно назвать "золотым веком" этого рода искусства. Почти все пастели Исаака Ильича Левитана относятся к 1890-м гг. До того Левитан к этой технике не обращался вовсе, а впоследствии - после 1894 г. - лишь в отдельных случаях. В коллекции Русского музея - три пастели мастера: "Хмурый день" (1895) "Долина реки" (1890-е) и одна из вершин творчества Левитана - "Луг на опушке леса" (1898). Особое место пастель занимала в творчестве Валентина Александровича Серова ("Портрет княгини Мусиной-Пушкиной", 1895). Для "Портрета Елены Павловны Олив" (1909) одной пастели оказалось недостаточно, и вместе с ней художник использовал акварель, и гуашь. В пастельных работах Бориса Кустодиева ("В ложе"; "Цветущая глициния", 1912) - переплетение тенденций отечественного искусства рубежа XIX и XX столетий, интерес к театру, миру кулис ("Танцовщица в кабаре",1904; "Цирк", 1905; "В ложе", 1912), присутствие легкой ностальгической нотки по национальному прошлому ("Дети в маскарадных костюмах", 1909). Пластические возможности пастели позволили художнику Леониду Пастернаку передать атмосферу дома Льва Толстого ("Лев Толстой с семьей в Ясной Поляне", 1902).

Пастель становится излюбленной техникой членов художественного объединения "Мир искусства" - Александра Николаевича Бенуа, Бориса Михайловича Кустодиева, Константина Андреевича Сомова, Мстислава Валериановича Добужинского, Леонида Осиповича Пастернака и других. Эта техника тем более оказалась востребованной, чем менее ее практиковали приверженцы академизма или позднего передвижничества. Художники расширяют жанровый арсенал пастели. Так, у Александра Бенуа чаще преобладают пастельные пейзажи, у Сергея Малютина - лирические портреты, у Леона Бакста - обстановочные портреты, изображения детей и плакат (афиша для "Детского базара", 1899), у Александра Головина - эскизы театральных декораций.
Для Зинаиды Серебряковой ("Портрет сына Александра", 1921) пастель до конца дней оставалась излюбленной техникой. В манере "non finito" ("незавершенности") созданы портреты детей, с тонко проработанным лицом и едва намеченной одеждой, а также - "балетная серия", где фигуры лишь намечены расплывчатым контуром. "Марокканская серия" (1928, 1932) целиком выполнена в пастели.
Недавно достоянием Русского музея стали пастельные пейзажи Павла Федоровича Челищева ("Река осенью"). Все они созданы, судя по всему, в конце 1910-х - начале 1920-х гг., возможно, в первые годы эмиграции. В представленных на экспозиции пастельных зарисовках Анатолия Каплана ощущаются библейская простота, истинность и извечное лирическое начало ("Мужчина и корова", 1974; "Розовый закат" и "Ревность", обе - 1977).

4. Пастель начала XXI в.

Первое в России объединение художников, работающих в технике пастели. Образовано в 1999 г. по инициативе искусствоведа Людмилы Андрущенко и художников Андрея Софьина и Бориса Шумера после выставки "Современная петербургская пастель" (галерея "Борей Арт", 1998, куратор В. Дрозд). Объединяет художников, искусствоведов и коллекционеров. Участники: Л. Андрущенко (директор), Я. Антонышев, С. Бакин, А. Басыров, С. Бернштейн, Вал. Блинов, Л. Кварацхелия, Н. Кучеренко, С. Маткайтис, Е. Медведкова, Н. Рябова-Бельская, А. Софьин, С. Усик, В. Филиппов, П. Чахотин (Италия), К. Шестопалов, Б. Шумер. Выставки: 1999/2000 - 2-я ежегодная выставка (Музей городской скульптуры); 2001 - 3-я ежегодная выставка современной петербургской пастели "Пастель-2001" (Елагиноостров ский дворец-музей); 2002 - выставка в Финляндии; участие во II Интернациональном фестивале пастели в Фетья (Франция, округ Лимож); 2003 - галерея "Чайный домик" в Летнем саду. В 2002 общество выступило в качестве соорганизатора Международного двухгодичного фестиваля "Европастель", в рамках которого провело выставки "Санкт-Петербург Нева" (2002, Особняк Румянцева), "Искусство современной пастели в Европе" (2003, Особняк Румянцева и Невская куртина Петропавловской крепости) и участвовало в одноименной выставке в Италии (2002). С 2000 общество входит в Международную ассоциацию национальных обществ пастелистов (IAPS).
Начавшееся благодаря инициативе Санкт-Петербургского Союза художников России (СПбСХ) возрождение искусства пастели для широкой публики ознаменовалось в 2002 г. выставкой "Петербургская пастель", на которой было представлено 440 произведений, выполненных 135 художниками в технике сухой и масляной пастели. Это была самая масштабная в истории искусства России выставка искусства пастели. Однако первые значительные выставки искусства сухой пастели провело Ярославское областное отделение Союза художников России. В 2000 г. художники Санкт-Петербурга участвовали в Ярославле в Российско-итальянской выставке искусства пастели. После этого СПбСХ и принял решение к юбилею города организовать выставку " Петербургская пастель", но в 2002 г. провести "пробу сил". Открытие 1-й выставки было очень праздничным, на нем присутствовало много гостей, звучала музыка, вручались награды от Комитета по празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. В вернисаже принял участие президент Академии художеств З. Церетели. По выходным дням художники В. Емельянов (один из авторов проекта), В. Анопова, Ю.Брехов, Н. Менкович, В. Трубецкая, Л. Дашкевич и другие проводили портретный мастер-класс пастелью. Искусство пастели зародилось в столице Российской империи Санкт-Петербурге в XVIII столетии, и выделение его в самостоятельную выставку именно в Санкт-Петербурге имеет весомые основания.
К настоящему времени цветовая палитра пастели составляет более 1650 оттенков, появилась масляная пастель и другие ее виды. Пастель позволяет дать и линию и цвет одновременно, ее краски вечны. Ее мелкозернистая фактура создает особое свечение, которое стало называться со временем "пастельными тонами". В России, в Санкт-Петербурге искусство пастели начало распространяться в XYIII столетии через приезжих зарубежных мастеров: Иоанна и Карла Барду, Иоганна Генриха Шмидта (Германия), Гагельганса (Австрия), Вигилиуса Эриксена (Дания).
В последнее десятилетие работают в технике пастели хорошо известные художники Санкт-Петербурга Д. Боровский, Е.Васнецова, О. Давыдова, А. Данилов, Е. Дубицкий, В. Емельянов, О. Кукушкин, Ю. Люкшин, С. Спицин, В. Старов, С. Фадеенко, З. Хачатрян, В.Шарыгин, активно включившиеся в художественную жизнь города и России молодые художники, выпускники Института им. И.Е. Репина, воспитанники В. А. Ветрогонского: М. Белозерова, Е. и О. Дмитриенко, А.Ларионова и много других художников всех секций Санкт-Петербургского Союза художников.
Проект "Петербургская пастель" стал культурной традицией города и России.

Используемые источники:
1. art-bobin.narod.ru/ras/rassilka_17.htm
2. help-computers.ru/pastel.html
3. icolor.org/history/cu/picture/.../pastel/
4. poiskslov.com/word/пастель/
5. artyx.ru/news/item/f00/s06/n0000630/index.shtml
6. museum.ru/N38612
7. encspb.ru

Энциклопедический Фонд