Термин в Энциклопедическом Фонде

Станкявичюс Римантас-Антанас Антано

Станкявичюс Римантас-Антанас Антано

Станкявичюс Римантас-Антанас Антано (1944-1990), Заслуженный летчик-испытатель СССР (04.10.1989), космонавт-испытатель, подполковник.
Родился 26 июля 1944 г. в городе Мариямполе (Литва).
В армии с 1962 г. В 1966 г. окончил Черниговское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС. Участник боевых действий в Египте в марте 1971 г. - апреле 1972 г. Совершил 25 боевых вылетов. Инструктор в Центре боевого применения ВВС в городе Мары (Туркмения).
С 1973 г. - в запасе. В 1975 г. окончил Школу летчиков-испытателей. С мая 1975 г. - на испытательной работе в Летно-исследовательском институте в городе Жуковский Московской области.
Провел ряд испытательских работ  на самолетах-истребителях по тематике института. Выполнил большое количество работ по устойчивости и управляемости самолетов, по двигателям и системам силовых установок, жизнеобеспечению и вооружению. Участвовал в испытаниях по выработке концепции самолета ближнего воздушного боя, Можно говорить, что его работы по исследованию концепции ближнего воздушного боя подняли престиж ЛИИ, а всемирная слава самолетов МиГ-29 и Су-27 была подготовлена, в том числе и полетами Станкявичюса. Провел  испытания МиГ-29  на штопор.
В 1980 г. окончил Центр подготовки космонавтов. С 1980 - космонавт-испытатель Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ), заместитель начальника ОКПКИ с 1988 г.
В 1979 г. была создана группа летчиков-испытателей для подготовки к полетам на многоразовом космическом корабле "Буран". Первоначально в нее вошли пять человек: И.Волк, А.Левченко, Р.Станкявичюс, О.Кононенко и А.Щукин. По программе подготовки  проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на летающих лабораториях Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, оснащенных системой управления "Бурана".
Летная подготовка являлась одним из основных разделов для космонавтов-испытателей и велась по направлениям специальной летной подготовки и профессиональной. Специальная - это стенды, летающие лаборатории от истребителей до Ту-154, который заставили летать, как истребитель, а профессиональная подготовка - это практическая испытательная работа по тематике ЛИИ. Освоение профессии космонавта-испытателя проходило без отрыва от работы летчика-испытателя. Попутно разрабатывался метод текущего контроля уровня подготовленности летчика в количественных показателях, учитывающих качество выполнения режимов, их сложность, уровень напряженности летчика, экспертную оценку инструктора и многое другое.
Полеты Р.Станкявичюса на уникальном "Буране" и всех его товарищей по отряду Игоря Волка - вершина профессии испытателей.
В качестве второго пилота участвовал в первом полете "Бурана"  на горизонтальных летных испытаниях (10.11.1985), его первой автоматической посадке (10.12.1986), и его первом полностью автоматическом полете (23.12.1986). Ряд полетов выполнил командиром "Бурана".
Погиб 9 сентября 1990 г. при выполнении показательного полета на Су-27 в Италии на аэродроме Сальгаредо.
Жил в городе Жуковском Московской области. Похоронен в городе Каунас (Литва) на Солдатском кладбище как Национальный герой Литовской республики, на Быковском кладбище в Жуковском - мемориальный знак.
Награжден орденом Красной Звезды, медалями.

Используемые источники
1. Испытатели ЛИИ.  В.П. Васин, А.А. Симонов.  - Жуковский. "Авиационный печатный двор" 2001.
2. Летные испытания и исследования. Фрагменты истории и современное состояние. Научно-технический сборник. - Москва "Машиностроение" 1993.

Энциклопедический Фонд