Термин в Энциклопедическом Фонде

Борей

Борей - бог северного ветра, живущий в тереме на горах Рипах. Властитель страны Бо-Рея, за которой Гипер-Борея. "Зять Афин", по эпосу. Славился огромными черными крыльями, суровым характером, пронизывающим холодом. От его владений на юг тек Борис-фен ("севера поток") - Днепр.
Ононим Б. связывают с индоевропейским Перун (Перкунас у балтов; Тор у германцев). К концу античности в округе Рип указывались "боруски", а в последние века примерно в этой округе развивается город Боровичи - своеобразные "Борея родичи".
Днепр - река трех братских славянских народов, их исторических соседей. И задолго до нашей эры созвучие Борис в отечественной истории явно присутствовало. С веками название всего Борисфена, вероятно, перешло на Березину - правый верхний приток, откуда путь ведет в сторону Балтики. "Березань" - остров и античный город в низовьях Днепра - эпический образ привлекательной и зажиточной жизни на юге. Образ развитой античной экономики, где не прочь был поживиться Борей.
Борей похитил из Афин красавицу Оритию (Орифию), от которой имел крылатых детей Зета и Колоида (участников похода аргонавтов). Аргонавты на обратном пути с Кавказа проплывали через протоки в горах Рипах, явно гостили у Борея. Дочь Борея Хиона имела имя, созвучное Хесину - античной северной реке. Ревнивый Борей, влюбившийся в нимфу Питис (которую любил и Пан), своим дыханием сбросил красавицу в глубокую пропасть. Боги превратили погибшую в сосну (пихту), которую посвятили Пану (отчасти и в память о Борее).
Геродот рассказывал о Б. так: "Существует сказание о том, что афиняне призвали себе (в борьбе с флотом персов) на помощь Борея - по велению божества. Именно, они получили другое (иносказательное) изречение оракула: призвать на помощь своего зятя. По эллинскому преданию, супругой Борея была аттическая женщина Орифия. В силу этого родства через брак афиняне (так гласит молва) считали Борея своим зятем.
Когда афиняне стояли на якоре у Халкиды на Евбее и заметили, что поднимается буря (или уже ранее этого), то стали приносить жертвы и призывать Борея и Орифию помочь им и сокрушить варварские корабли, как прежде у Афона (одна из святынь скифов, затем и славян). Впрочем, из-за этого ли действительно Борей обрушился на варварские корабли, стоявшие на якоре, - этого я (Геродот) не могу сказать. Во всяком случае, по словам афинян, Борей уже и раньше помогал им и на этот раз также вызвал бурю. После войны, возвратившись домой, афиняне воздвигли Борею храм на реке Илиссе (река в Аттике)".
Образ Б. прослеживается на глубину в несколько тысячелетий, наряду с Геей и Ураном, Кроном и Реей относится к символам исходного индоевропейства. Важен для понимания истории северо-южных связей народов с учетом геноэтнологии и геноглоттохронологии.

Литература
1. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.
2. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота.
3. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997.
Энциклопедический Фонд