Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Энциклопедический Фонд   
Общие сведения
Энциклопедия
Научные публикации
Публицистика
Летопись Мира
Редакционный совет
Попечительский совет
Отзывы о программе
Новости для авторов
Контакты:
E-mail: mre@russika.ru,
marunin@yandex.ru
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
НАУЧНЫЕ ВЕРСИИ
Константин Михайлович Сергеев принадлежит к плеяде активных участников Великой Отечественной войны, которых я имел честь знать. Они преподавали в период моей учёбы в военно-морских учебных заведениях, командовали кораблями и соединениями, где я служил. В памяти десятки имён и фамилий этих достойных людей. Внешне суровые, сдержанные в эмоциях - они скромны, добры, отзывчивы. Очень немногие оставляют свои воспоминания в книгах, газетах и журналах. Считаю большой удачей "разговорить" ветерана, тогда можно узнать многое из того, что забыто, или не было известно до сего дня. Родиной семьи Сергеевых является Вятская земля, славная своими героями, среди которых - Маршалы Советского Союза И. С. Конев и Л. А. Говоров, Главный Маршал авиации К. А. Вершинин, Маршал авиации Ф. Я. Фалалеев, лётчик - космонавт В. П. Савиных. Из далёкой от морей и океанов Вятской губернии вышло немало моряков, принявших участие в судьбоносных для страны событиях. В боевых действиях на море отличились радист линейного корабля "Слава" В. Стрелков, гальванёр крейсера "Пересвет" Т. Лялин, комендор эсминца "Забияка" М. Россомахин и многие другие. Вятичи в шутку говорят о себе: "Вятские - ребята хватские, семеро одного не боятся, с ножом на хлеб кидаются, на полу спят и не падают. Почему не падают? К стенке приваливаются".
Родоначальник генеалогического древа семьи Сергеевых Мисаил Сергиев при царе Алексее Михайловиче был послушником в Троице - Сергиевой Лавре. Потом вернулся в мир, женился, нарожал детей. По традиции, примерно девять мужчин рода посвятили себя Церкви. Кто священником становился, кто дьяконом. Типичным сельским батюшкой был Михаил Григорьевич, настоятель храма в селе Сретенском. Приехал туда молодым священником, всю жизнь трудился на глазах у односельчан, был человеком степенным, домовитым. Все службы, псалмы, тропари знал наизусть. Создал хороший детский хор. Михаил Сергеев, сын священника, двадцати двух лет отроду, окончил в 1913 г. Морской кадетский корпус в Санкт - Петербурге, получив квалификацию корабельного артиллериста.
Глядя на потемневшую фотографию мичмана, с эполетами и палашом, сделанную в лучшем фотоателье Вятки, представляю, как гордился отец своим сыном.
Мичман Михаил Сергеев, 1913 г.
Молодого офицера назначили командиром батареи эскадренного броненосца Черноморского флота "Синоп". Этот корабль вступил в строй в июне 1889 года. 27 сентября 1907 года его переклассифицировали в линейный корабль. В 1910 году корабль перевооружили, корпус и механизмы капитально отремонтировали и он принял участие в первой мировой войне в качестве брандвахты, охраняя вход в Севастопольскую гавань. Ещё в 1912 году М.Сергеев, на самолёте Качинской авиашколы совершил в качестве пассажира свой первый полёт будучи гардемарином. Небо пленило его и в 1916 году он поступил в школу морских лётчиков, располагавшуюся на Гутуевом острове Петрограда, где учили летать на гидросамолётах М-2. Морские летчики позволяли себе опасные эксперименты. Например, задолго до поступка легендарного Валерия Чкалова, ещё в 1912 году, лейтенант Г. А. Фриде на самолете пролетел под всеми мостами на Неве. В июле 1916 года М. Сергееву присвоили чин лейтенанта и направили в корабельный дивизион воздушной дивизии Черноморского флота, куда также входили две воздушные бригады и отряд дирижаблей. Днём создания морской авиации России считают 19 апреля 1911 г., когда морской министр, адмирал И. К. Григорович, решил сформировать в Севастополе первые команды военно - морских летчиков в составе двух отделений, по три аэроплана в каждом. В том же году на зарубежных заводах были заказаны три однопоплавковых летательных аппарата Кертиса и два - Вуазена. Гидросамолеты были испытаны на Черном море. С началом Первой мировой войны два парохода переоборудовали в гидрокрейсера, дав им имена - "Император Александр I" и "Император Николай I", которые вступили в строй в конце 1914 начале 1916 года.
Гидрокрейсер "ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I", был построен в Англии. Имел водоизмещение - 9240 т, мощность паровой машины 5100 л.с., скорость хода 15 узлов, длину наибольшую 117 м, ширину 15,4 м, осадку 6,2 м, вооружение: 6-120-мм орудий, 2-57-мм пушки, 2 пулемета, 7 гидроаэропланов.
12 марта 1917 г. 8-му гидроотряду Черноморского флота было приказано погрузиться на корабли и отправиться в район Босфора, чтобы осуществить разведку и аэросьемку береговой полосы и уничтожить бомбами артбатареи, установленные на мысе Кара-Бурун. Во время разведки над Босфором русская двухместная летающая лодка М-9 с крейсера "Александр 1", (экипаж - лейтенант Михаил Сергеев и унтер-офицер Феликс Тур) была обстреляна турецкими войсками и, получив пробоину топливного бака, произвела вынужденную посадку на поверхность моря, вдали от русских кораблей. К самолету повернула небольшая турецкая шхуна. Однако лётчики оказались не простой добычей: на остатках бензина они завели мотор и, не отрываясь от воды, понеслись навстречу шхуне, стреляя из пулемета. Не выдержав атаки, турки отвернули, но русские не отставали, продолжая поливать палубу пулеметным огнем. Тогда экипаж шхуны оставил судно, погрузился в шлюпку и поспешил к берегу. Самолёт затонул, Сергеев и Тур успели снять с него приборы и оружие и перебраться на шхуну. Через 6 дней, не имея продовольствия и пресной воды, они привели парусную шхуну к русскому берегу. Командующий Черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак наградил лейтенанта М. Сергеева именным золотым оружием. 5 мая 1917-го, во время воздушной операции на Румынском фронте, около Констанцы, М.Сергеев, возвращаясь с задания, был атакован тремя немецкими гидроаэропланами, одного сбил, но сам не смог уклониться от пулемётной очереди, был ранен и попал в плен. На Родину он вернулся после войны, в декабре 1918 г. С 1919 года служил в Рабоче - Крестьянском Красном Флоте, в качестве красвоенморлёта. В то время гидроавиачасти входили в состав флотов и флотилий и подчинялись начальникам морских сил флотов и флотилий. В 1920 году с учреждением должности помощника начальника воздухфлота Республики по гидроавиации, на неё, в мае, был назначен морской летчик С. Э. Столярский, а 26 декабря того же года, приказом Pеввоенсовета Республики был сформирован воздушный флот Чер ного и Азовского морей. Его начальником стал морской летчик М. М. Сергеев. На этой должности он находился до 1923 г. С 1925 по 1927 гг. был заместителем начальника ВВС РККА. В петлицах его мундира были знаки различия в виде ромбов, что соответствовало генеральскому званию. Но в 1929 году из армии его уволили.
Он перебрался на Крайний Север, где, по предложению Отто Юльевича Шмидта был назначен заместителем начальника по морской части Западно - Таймырской экспедиции. До начала планомерных гидрографических работ территория Большого Арктического заповедника изучалась крупными комплексными экспедициями, среди которых особенно плодотворными были плавания на шхуне "Белуха", где капитаном был А. К. Бурке. В 1932 гг. он купил в Норвегии, для акционерного общества "Комсеверпути", судно "Hobby", которое назвали "Белухой". Западно-Таймырскую экспедицию в 1933-34 гг. возглавлял начальник сектора авиаизысканий Управления воздушной службы Главного управления Севморпути, кавалер нескольких орденов Красного Знамени И. А. Ландин, который, по неофициальным сведениям, был в годы гражданской войны адъютантом Троцкого. Главной задачей экспедиции был поиск мест возможного строительства арктических аэродромов для полетов полярных лётчиков. Выйдя из Архангельска на шхуне "Белуха", участники экспедиции обследовали острова, в том числе Уединения, Крузенштерна, дошли до пролива Фрама, архипелага островов Известий ЦИК, проделали ряд важных научных работ. О походе Западно - Таймырской экспедиции был снят документальный кинофильм. На обратном пути в Архангельск "Белуха" получила пробоины и затонула. Экспедицию спас пароход "Аркос". Об этом событии в 1934 году писала газета "Известия". Впоследствии именем Ландина был назван пролив. Это не спасло его от репрессий. Иван Алексеевич был расстрелян 3 января 1938 г.
С 1935 г. М. Сергеев работал инженером по авиационному вооружению в группе талантливого изобретателя Леонида Васильевича Курчевского, который известен тем, что разрабатывал динамо - реактивные пушки (ДРП), прототип безоткатных орудий. Он изменил привычную конструкцию орудия, установив в казённую часть коническое сопло. Эти орудия отличались малым весом, возможностью разностороннего использования. Кроме того он изготовил полярную лодку - вездеход, трёхосный вездеход (на колёсном и гусеничном ходу), крылатую торпеду, глиссер и др. Орудие калибром 37-мм, созданное им, имело вес 26 килограммов. Кумулятивный снаряд пробивал броню толщиной 20 мм с расстояния 400 м. Орудия этой конструкции, разного калибра, устанавливались на истребителях "И-Z", надводных кораблях и подводных лодках.
М. Сергеев активно включился в работу, связанную с испытаниями этих пушек. К примеру настройка прицела велась в Переславле Залесском, на Плещеевом озере. Стрельбы с самолётов выполнялись по цели тени от дирижабля "В-1", которая отражалась на водной поверхности озера. Впоследствии на истребителях "И-4" установили орудия калибром 67 мм, а на "И-12" - 102-мм. Л. Курчевский с 1935 года возглавил управление спецработ наркомата тяжёлой промышленности. В июне 1937 года он был арестован и впоследствии расстрелян, как и его руководители - Маршал Советского Союза М. Н. Тухачевский и известный лётчик Я. И. Алкснис. В конце 30-х годов образцы ДРП были сняты с вооружения. Но в Германии, и у наших союзников в период 1942-1945 годов появилось безоткатное бронебойное оружие. После войны и в нашей стране возобновили его производство. Отечественные РПГ пробивают броню толщиной до 500 мм. С 1936 года М. Сергеев трудился инженером на артиллерийском заводе в Подлипках (ныне г. Королев). С началом Великой Отечественной войны он подал рапорт на имя Наркома ВМФ СССР и был отправлен на фронт. По иронии судьбы ему, как и четверть века назад, присвоили воинское звание "лейтенант". Как специалист высокого класса он был назначен инспектором артиллерии Волжской военной флотилии, где встретился с сыном, Константином, получившим такое же звание после окончания Высшего Военно - морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского. Общеизвестно, что Сталинград был крупнейшим промышленным центром. А после падения Севастополя в нём сосредоточили все тыловые запасы кораблей Черноморского флота, которые базировались в Поти и других местах Кавказского побережья.
Константин Михайлович был инженер - механиком 4-го дивизиона катерных тральщиков отдельной бригады траления той же флотилии. Катерные тральщики производили поиск и уничтожение донных мин, выставляемых вражеской авиацией. Противник использовал приборы срочности и кратности: такая мина взрывалась не сразу, для её поиска приходилось производить многократное траление, как днём, так и ночью. В качестве тральщиков использовались специально переоборудованные речные трамваи, изготовленные из сосновых брусьев. При попадании в него одной мины корабль лопался, как спелый арбуз. Отчаявшись взять город, гитлеровцы решили уничтожить его с воздуха. К этому времени в городе скопилось много раненых бойцов из наших войсковых группировок, сражавшихся западнее Сталинграда - под Котельниково и Клетской.
23 августа 1942 г. в Сталинградском небе круглосуточно барражировали до трехсот вражеских самолетов. Волжской Военной флотилии поставили задачу, по ночам доставлять войска, вооружение и боеприпасы на правый берег, а на левый эвакуировать раненых, которые из-за постоянных бомбовых ударов шли, а порой ползли на причалы, а также женщин, стариков и детей. Это было тяжелейшее испытание для молодого офицера и страшное зрелище, которое до сих пор осталось в его памяти. Город, в том числе многокилометровая береговая линия, пылали. Горело все - дебаркадеры, баржи, постройки, нефтяные резервуары, причалы. Моряки флотилии забирали стонущих и кричащих от боли людей. Нередко катера загорались, огонь сбивали уже на ходу. Корабли и катера Волжской флотилии в 1942 г., в тяжелых условиях, под огнем артиллерии и авиации противника, совершили 35 400 рейсов через Волгу. На правый берег были доставлены десятки тысяч бойцов, тысячи тонн грузов, большое количество техники, вооружения, боеприпасов. Из города эвакуировали 52 тыс. человек, в том числе около 45 тыс. раненых. Вместе с отцом Константин Сергеев находился в Сталинграде с первого до последнего дня его героической обороны, там же он вступил в партию.
С весны 1943 года, Константин Михайлович продолжил службу в качестве командира моторной группы БЧ-5 Краснознаменной подводной лодки "К-21" Северного флота, которой командовали Герой Советского Союза, капитан 2 ранга Николай Александрович Лунин, а затем капитан 3 ранга Зармайр Мамиконович Арванов. Лодка ктому времени совершила девять боевых походов, а 5 июля 1942 г. атаковала фашистский линкор "Тирпиц", чем заставила эскадру тяжелых кораблей отказаться от атаки союзного конвоя PQ-17. На "К-21" К. Сергеев совершил 3 похода, участвовал в операции по поиску линкора "Шарнхорст", обеспечил постановку 40 мин, на которых подорвался вражеский боевой корабль.
Старший лейтенант Константин Сергеев, 1944 год, Северный флот
Всего в годы войны подлодка потопила семнадцать кораблей и судов, поставила в водах противника сто двадцать мин. В Полярном, которому недавно присвоили почётное звание "Город воинской славы", Константин Сергеев встретил окончание войны. Он вспоминал: - "Это было тяжкое испытание для страны. Самым радостным, счастливым стал День Победы. Трудно рассказать о том, как мы праздновали, до сих пор комок подкатывает к горлу. Это был день безудержного ликования, всеобщей радости и слёз".
После Сталинградской битвы его отец, Михаил Михайлович Сергеев, будучи районным инженером управления, занимался вопросами применения авиационного вооружения, был награждён орденом Красной Звезды, закончил войну в звании подполковника.

Михаил Михайлович и Константин Михайлович Сергеевы, Москва
Долгие годы он преподавал в МВТУ им. Н. Баумана, умер в 1974 году и был похоронен на столичном Ваганьковском кладбище. На могиле первого командующего морской авиацией Азовского и Чёрного морей лётчики Черноморского флота установили гранитный валун, специально доставленный ими из Крыма. Среди островов Известий ЦИК в Карском море - Тройного, Хлебникова, Гаврилина, есть и остров Пологий - Сергеева, названный в честь прославленного морского лётчика.

Константин Сергеев, Санкт-Петербург
Константин Михайлович, продолжил подводную службу в качестве командира БЧ - 5 подлодки "С-15", окончил Военно-морскую академию, участвовал в создании первых атомных подводных лодок. Служил заместителем начальника отдела подводных лодок Главного Управления кораблестроения ВМФ, начальником отдела в аппарате Заместителя Главнокомандующего Военно-морским флотом по кораблестроению и вооружению. С 1975 года работал старшим инженером этого Управления. Ныне он живёт в нашем городе, является почётным членом президиума Объединенного Совета организаций ветеранов - подводников ВМФ, автором книги "Лунин атакует "Тирпиц", капитаном 1 ранга в отставке. Награжден двумя орденами Отечественной войны II степени, четырьмя орденами Красной Звезды и орденом Знак Почёта, медалями - "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За оборону Советского Заполярья" и другими.


Кирилл и Андрей в Москве, на Красной площади с дедом Михаилом Михайловичем и отцом Константином Михайловичем
Его сыновья тоже стали флотскими инженерами. Андрей живёт в Санкт-Петербурге, а Кирилл несколько лет назад покинул этот мир.
Такова краткая история о том, как веточка семейного генеалогического древа стала гафелем для Андреевского, а затем и Военно-морского флагов СССР.

Капитан 1 ранга Марк Коновалов
Май 2008 г. Санкт-Петербург.