Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Энциклопедический Фонд   
Общие сведения
Энциклопедия
Научные публикации
Публицистика
Летопись Мира
Редакционный совет
Попечительский совет
Отзывы о программе
Новости для авторов
Контакты:
E-mail: mre@russika.ru,
marunin@yandex.ru
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
Миледи Смерть, мы просим вас за дверью обождать*
Название статьи я позаимствовал из текста "Ирландской застольной" Бетховена. Речь пойдёт о командирах подводных лодок, не возвратившихся из боевых походов. Во время Великой Отечественной войны, на всех флотах, 220 офицеров командовали подводными лодками, 99 из них погибли или умерли от ран. Из боевых походов не вернулись 38 балтийских, 25 черноморских, 23 североморских, 4 тихоокеанских подводных лодок. Все подводники страстно любили жизнь. Радовались возможности после тесноты и смрада тесных отсеков дышать свежим морозным воздухом или ароматом цветов и скошенных трав. Ценили редкие встречи с жёнами и детьми, с любимыми девушками, друзьями, были красивы и талантливы, раскованы и отважны. Это были мужественные и сильные люди.
Несколько лет назад вышла достаточно спорная по своему содержанию книга о командирах Советских подводных лодок времён Великой Отечественной, вызвавшая неоднозначную реакцию у нынешнего поколения подводников. Её соавтор, флотский историк Вячеслав Михайлович Лурье, включил в неё достоверные биографические данные командиров лодок, в связи с чем и возникла возможность их анализа.
Приведу несколько примеров того, как сложилась судьба многих людей,у которых,как писал Омар Хайам,"неверный ветер жизни", шевельнул не той страницей.
В ноябре 1939 года, в результате столкновения с рыболовным судном в Баренцевом море затонула ПЛ "Щ-401". Среди спасшихся были командир лодки К.М. Шуйский и его старший помощник А.К. Малышев. За гибель корабля и людей, командир был приговорён судом военного трибунала к смертной казни, которая была заменена десятилетним тюремным заключением. Осенью 1941 года его возвратили на флот. Доверили командование "Щ-403", которая в одном из походов, на боевой позиции у вражеских коммуникаций, преследуемая противолодочными силами врага, погрузилась, оставив на мостике тяжело раненного командира Семёна Ивановича Коваленко. Тот попал в плен, ему ампутировали ногу, а потом расстреляли в немецком концлагере. Константин Матвеевич Шуйский совершил на "Щ-403" несколько успешных боевых походов, был награждён орденами, но в октябре 1943 года погиб со всем экипажем.
Его бывший старпом, Алексей Кирьянович Малышев стал командиром "Щ-422", на которой несколько раз ходил в море, был награждён орденом Ленина за выполнение боевых заданий командования. Но в июне 1942 года, при нахождении лодки на боевой позиции, военный комиссар послал по радио донос, в котором обвинил командира в нерешительности и трусости. Корабль был отозван в базу. Суд военного трибунала осудил и приговорил Малышева к расстрелу. Приговор привели в исполнение фашистские самолёты, точно попавшие бомбой в камеру Полярнинской гауптвахты, где его в то время держали.
На Балтике, за месяц до начала войны, командир "С-3" Кузьма Иванович Малафеев передал корабль Николаю Александровичу Костромичёву и убыл из Либавы. 24 июня, эта подводная лодка вышла в море, не закончив ремонта, не имея возможности погружаться, приняв на борт личный состав взорванной "С-1" и группу рабочих судоремонтного завода Тосмаре. Атакованая немецкими торпедными катерами, ПЛ ответила артиллерийским огнём. Бой продолжался более часа. Лодка затонула, после прямого попадания в неё снарядов. Фашисты расстреляли из пулемётов людей, плавающих в воде. Тело командира прибило к острову Саарема (Эзель), где его похоронили. А Малафеев, приняв подводный крейсер Северного флота "К-3", отважно воевал, был награждён двумя орденами, но в марте 43-го, неподалёку от мыса Нордкап,его лодка погибла от глубинных бомб противолодочных кораблей.
В июне 42-го года из-за угрозы захвата врагом ПЛ "Щ- 421", которой командовал Ф.А. Видяев, подорвавшейся на мине и потерявшей ход, подводная лодка "К-22" Виктора Николаевича Котельникова сняла экипаж, а затем торпедировала "щуку". После потери корабля, при наличии вакансии, образовавшейся в связи с осуждением Малышева, Фёдор Алексеевич Видяев стал командовать "Щ-422". Он совершил на ней несколько походов, добился боевых успехов, был награждён тремя орденами Красного Знамени, но в июле 43-го погиб. Его старпом А.М. Каутский принял Краснознамённую "Щ-402" которая совершила 10 боевых походов под командованием Николая Гурьевича Столбова, утопив 5 транспортов. В августе 1942 в результате взрыва водорода в море погиб личный состав двух отсеков, в их числе командование корабля. Инженер-механик А.Д. Большаков возглавил ПЛ и с группой матросов, в том числе штурманского электрика Н.А. Александрова, смогли привёсти её в базу. Командиром лодки назначили А.М. Каутского. Это был опытный, талантливый подводник. Родившийся 1 марта 1906 года, он был ровесником подводного флота России. Александра Моисеевича Каутского на флоте называли "командиром счастливой щуки". С ноября 41-го по август 42-го на подлодках "Д-3", "Щ-401", "Щ-421" и "Щ-403" он принял участие в потоплении 8 вражеских кораблей и транспортов. С января 43-го по сентябрь 44-го, в качестве командира ПЛ, совершил ещё 6 боевых походов, потопив 4 транспорта, был награждён тремя орденами Красного знамени, а лодка стала и гвардейской. В сентябре 44-го, у побережья Норвегии, из-за ошибки и несогласованности действий она была уничтожена своим самолётом - торпедоносцем.
Герой Советского Союза И.И. Фисанович командовал "М-172", ставшей при нём Гвардейской и Краснознамённой. В июне 43-го её командиром стал Иван Андреевич Кунец, а в октябре эта лодка не возвратилась из боевого похода.
Израиль Ильич Фисанович, принял в Великобритании ПЛ "В-1", но в июле 44-го погиб со всем экипажем на переходе в базу.
Командир ПЛ "Ронис" Александр Иванович Мадиссон в 1938 году был необоснованно репрессирован и более года провёл в заключении, после чего вернулся на флот. В июне 1941 года в Либаве, из-за угрозы захвата корабля противником, взорвал свою лодку, вместе с членами экипажа ушёл к своим. Был назначен командиром "С-15" Северного флота. На ней совершил несколько безуспешных боевых походов, был морально сломлен и в результате тяжёлой депрессии застрелился. А "С-15", под командованием Георгия Константиновича Васильева победоносно завершила войну.
Трагична судьба командиров черноморской "Щ-205" Павла Севастьяновича Дронина, и балтийских "С-406" Владимира Васильевича Максимова и "С-8" Михаила Семёновича Бойко. В 1941 году приказами Наркома ВМФ было объявлено об их разжаловании и расстреле. "Щ-406" погибла летом 43-го, а "С-8", недавно обнаружили на дне, в 10 милях от шведского острова Эланд, где и поныне лежит. А вот "Щ-205", под командованием Павла Денисовича Сухомлинова уцелела, стала Гвардейской.
Следующие звенья цепочки событий - в июле 41-го "М-94", которой командовал Н.В. Дьяков, на переходе морем подверглась атаке немецкой подводной лодки. Взрывом торпеды была разворочена корма и лодка ушла на дно. Нескольким членам экипажа, в том числе командиру, удалось спастись. В сентябре 42-го "М-97", командиром которой к тому времени стал Николай Васильевич Дьяков, в боевом походе не смогла форсировать противолодочное заграждение и погибла.
В августе 41-го во время Таллинского перехода подорвалась и затонула "Щ-301", где командиром был И.В.Грачёв. Большинству членов экипажа удалось спастись. Но Смерть догнала Ивана Васильевича Грачёва в июне 42-го. На переходе по маршруту Кронштадт - Лавенсаари. Подводная лодка "Щ-405", которой он к тому времени командовал, коснулась мины и погибла со всем экипажем.
В Таллинском переходе подорвалась и погибла "С-5", спаслось 10 человек, в их числе - комбриг, Герой Советского Союза Николай Павлович Египко и командир лодки Александр Аркадьевич Бащенко, который позднее несколько месяцев командовал плавбазой "Иртыш", затем подводной лодкой "С-4", а с июля 43-го - "С-12". А ещё через месяц, в боевом походе, он сгинул вместе со всем экипажем, форсируя минное поле. "С-4", которой к тому времени командовал Алексей Александрович Клюшкин, была разрезана форштевнем вражеского корабля в январе 1945 года, став последней в скорбном списке потерь советских подводных лодок в Великой Отечественной войне.
Александр Иванович Мыльников до января 42-го командовал "М-97", о которой я уже упоминал, в августе 43-го вышел в боевой поход на "С- 9" и ушёл в бессмертие вместе с экипажем в районе острова Кери.
А.Г. Андронов до января 42-го командовал "Щ-317", затем передал её Н.К. Мохову,который ранее успешно командовал подводной лодкой, был комдивом "малюток". После расформирования дивизиона его назначили командиром "Щ-417". Лодка совершила только один боевой поход. Но в этом походе, в июле 1942 года балтийцы пустили на дно 4 вражеских транспорта, повредив пятый .. Рядом с командиром был выдающийся подводник командир "щучьего" дивизиона Владимир Алексеевич Егоров. При возвращении в базу лодка подорвалась на мине и была добита финскими противолодочными кораблями. Командир корабля Николай Константинович Мохов был посмертно удостоен высшей государственной награды - ордена Ленина.
"Щ-323", командиром которой стал Алексей Герасимович Андронов, 1 мая 1943 года подорвалась на донной мине при следовании Ленинградским морским каналом. Об этом мне рассказал бывший дивизионный штурман Михаил Сергеевич Солдатов, который был искалечен этим взрывом. Он же поведал, как люди рвались в море, добивались этой чести, хорошо понимая, какая судьба может их ожидать. Бывший трюмный машинист подводной лодки "Л-3", Николай Ефимович Золенко, которого мы похоронили несколько лет назад, вспоминал, как в июне 1943 года он провожал в последний поход подводную лодку "Щ-406", отдавал её швартовы. Её командир, Герой Советского Союза Евгений Яковлевич Осипов в куртке, русских сапогах, подходил ко всем матросам, старшинам и офицерам, стоявшим на причале и, прощаясь с ними, низко кланялся каждому. Подводная лодка не вернулась из боевого похода. Помню, как на прогулке по городу в курсантском строю, мы пели песню о "Варяге", не вникая в смысл фразы - "В предсмертных мученьях трепещут тела".
Вот и всё, что я хотел сказать, назвав более двух десятков фамилий. На редких фотографиях лица этих людей отмечены печатью силы воли, мужества, достоинства и благородства. Вместе с командирами погибли члены экипажей, такие же красивые молодые люди, осиротели их дети, жёны стали вдовами, невесты не дождались женихов, а к родителям не вернулись сыновья.
Из-за бюрократического произвола семья командира "Щ-320" Ивана Макаровича Вишневского, погибшего в Балтийском море, осталась без пенсии по потере кормильца. Его вдова до конца жизни работала, поднимая детей, но сына своего, Станислава, отдала Флоту.
Сыновья и внуки погибших подводников Джемал и Рустем Зайдулины, Александр и Игорь Каутские, Валерий Кульбакин, Валерий и Павел Кузьмины, Александр и Игорь Тузовы, Алик Крестовский, Борис и Игорь Моховы, которых я имел честь знать и многие другие, выбрали нелёгкую стезю, продолжили службу своих отцов и дедов на современных подводных лодках.
Прилагаю список всех наших подводных лодок, погибших на флотах в годы Великой Отечественной войны.

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ
1447 человек
1941
"М-78" (старший лейтенант Д.Л.Шевченко)
"С-3" (капитан-лейтенант Н.А.Костромичев)
"М-83" (старший лейтенант П.М.Шалаев)
"М-99" (старший лейтенант Б.М.Попов)
"С-10" (капитан 3 ранга Б.К.Бакунин)
"М-81" (капитан-лейтенант Ф.А.Зубков
"М-94" (старший лейтенант Н.В.Дьяков)
"С-11" (капитан-лейтенант А.М.Середа)
"С-6" (капитан-лейтенант Н.Н.Кулыгин)
"Щ-301"(капитан-лейтенант И.В.Грачев)
"С-5" (капитан 3 ранга А.А.Бащенко)
"М-103"(старший лейтенант Г.А.Жаворонков)
"П-1" (капитан-лейтенант И.А.Логинов)
"Щ-319"(капитан-лейтенант Н.С.Агашин)
"С-8" (капитан-лейтенант И.Я.Браун)
"Щ-322"(капитан-лейтенант В.А.Ермилов)
"Калев"(капитан-лейтенант Б.А.Ныров)
"Л-1" "Ленинец"
"Щ-324"(капитан-лейтенант Г.И.Тархнишвили)
"Л-2" (капитан-лейтенант А.П.Чебанов)
"М-98" (капитан-лейтенант И.И.Беззубиков)
1942
"Щ-405"(капитан 3 ранга И.В.Грачев)
"М-95" (капитан-лейтенант Л.П.Федоров)
"Щ-317"(капитан-лейтенант Н.К.Мохов)
"М-97" (капитан-лейтенант Н.В.Дьяков)
"Щ-320"(капитан 3 ранга И.М.Вишневский)
"Щ-302"(капитан-лейтенант В.Д.Нечкин)
"Щ-311"(капитан 3 ранга А.С.Пудяков)
"С-7" (капитан 3 ранга С.П.Лисин)
"Щ-308"(капитан 3 ранга Л.Н.Костылев)
"Щ-304"(капитан 3 ранга Я.П.Афанасьев)
"Щ-305"(капитан 3 ранга Д.М.Сазонов)
"Щ-306"(капитан-лейтенант Н.И.Смоляр)
1943
"Щ-323"(капитан 2 ранга А.Г.Андронов)
"Щ-408"(капитан-лейтенант П.С.Кузьмин)
"Щ-406"(капитан 3 ранга Е.А.Осипов)
"С-12" (капитан 3 ранга А.А.Бащенко)
"С-9" (капитан 3 ранга А.И.Мыльников)
1944
"М-96" (капитан-лейтенант Н.И.Карташев)
1945
"С-4" (капитан 3 ранга А.А.Клюшкин)

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ
1001 человек
1941
"Щ-206" (капитан-лейтенант С.А.Каракай)
"М-58" (капитан-лейтенант Н.В.Елисеев
"М-34" (капитан-лейтенант Н.И.Голованов)
"М-59" (капитан-лейтенант Г.А.Матвеев)
"С-34" (капитан 3 ранга Я.М.Хмельницкий)
"Щ-211" (капитан-лейтенант А.Д.Девятко)
"Щ-204" (капитан-лейтенант И.М.Гриценко)
1942
"Щ-210" (капитан 3 ранга И.Л.Зельбст)
"Щ-214" (капитан 3 ранга В.Я.Власов)
"С-32" (капитан 3 ранга С.К.Павленко)
"М-33" (капитан-лейтенант Д.И.Суров)
"Щ-208" (капитан-лейтенант Н.М.Беланов)
"М-60" (капитан-лейтенант Б.В.Кудрявцев)
"М-118" (капитан-лейтенант С.С.Савин)
"Щ-213" (какитан-лейтенант Н.В.Исаев)
"М-31" (капитан_лейтенант Е.Г.Расточиль)
"Щ-212" (капитан-лейтенант Г.А.Кукуй)
"Л-24" (капитан 3 ранга Г.П.Апостолов)
1943
"Щ-203" (капитан 3 ранга В.И.Немчинов)
"А-3" (капитан-лейтенант С.А.Цуриков)
"Д-4" (капитан-лейтенант И.Я.Трофимов)
"М-36" (капитан-лейтенант В.Н.Комаров)
"Л-23" (капитан 2 ранга И.Ф.Фартушный)
1944
"Щ-216" (капитан 3 ранга Г.А.Карбовский)
"Л-6" (капитан 3 ранга Б.В.Гремяко)

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ
980 человек
1942
"М-175" (капитан-лейтенант М.Л.Мелкадзе)
"Щ-421" (капитан-лейтенант Ф.А.Видяев)
"Щ-401" (капитан-лейтенант А.Е.Моисеев)
"К-23" (капитан 3 ранга Л.С.Потапов)
"М-176" (капитан 3 ранга И.Л.Бондаревич)
"Д-3" (капитан 3 ранга М.А.Бибеев)
"М-173" (капитан-лейтенант В.А.Терехин)
"К-2" (капитан 3 ранга Уткин)
"М-121" (капитан-лейтенант В.П.Кожакин)
1943
"К-22" (капитан 3 ранга В.Ф.Кульбакин)
"К-3" (капитан 3 ранга К.И.Малафеев)
"М-122" (капитан-лейтенант П.В.Шипин)
"М-106" (капитан-лейтенант П.С.Самарин)
"Щ-422" (капитан-лейтенант Ф.А.Видяев)
"К-1" (старший лейтенант А.Н.Журков)
"М-172" (капитан-лейтенант И.А.Кунец)
"Щ-403" (капитан 3 ранга К.М.Шуйский)
"М-174" (капитан-лейтенант И.Е.Сухорученко)
"С-55" (капитан 3 ранга Л.М.Сушкин)
1944
"М-108" (капитан-лейтенант И.И.Юдович)
"С-54" (капитан 3 ранга Д.К.Братишко)
"В-1" (капитан 2 ранга И.И.Фисанович)
"Щ-402" (капитан 3 ранга А.М.Каутский)

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ
208 человек
1941
"М-49" (старший лейтенант И.В.Сибариновский)
"М-63" (старший лейтенант Б.С.Капицын)
1942
"Л-16" (капитан-лейтенант Д.Ф.Гусаров)
"Л-19" (капитан 3 ранга А.С.Кононенко)
Память о героях будет жива, пока живы мы с вами.