Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Энциклопедический Фонд   
Общие сведения
Энциклопедия
Научные публикации
Публицистика
Летопись Мира
Редакционный совет
Попечительский совет
Отзывы о программе
Новости для авторов
Контакты:
E-mail: mre@russika.ru,
marunin@yandex.ru
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
Манипуляции вокруг "Атаки века"
В печати не раз затрагивали историю потопления подводной лодкой "С-13" транспорта "В. Густлоф". Нужно остановить спекуляцию, которая ведётся вокруг имени прославленного подводника А.И. Маринеско. В последние годы, особенно после посмертного присвоения тому звания Героя Советского Союза, в некоторых средствах массовой информации публикуется много сомнительных материалов о войне на море.
Много домыслов, фальшивок, целью которых является принизить подвиг наших воинов. В случае с "С-13", единственным источником бухгалтерских и нравственных манипуляций явился бывший ассистент интенданта "В. Густлофа" Г. Шён, спасшийся 30 января 1945 года, которому в то время было около 17 лет. Этому содействует наш соотечественник, бывший военный переводчик, который никогда не служил на флоте, не знает, чем же отличается жвака-галс от крюйс-пеленга, а шпигат от шпагата. Он переводит и с завидной настойчивостью размещает эти опусы в прессе. Пытаясь убедить в своей правоте, использует киносценарий Гвидо Кноппа с массой клеветнических материалов о Красной Армии, например: - "Солдаты стреляли без разбора по толпе людей, кругом валялись размозжённые тела и повозки. Победители отыгрывались своей злобой на мирном немецком населении. Красноармейцы вели грабёж, расстрелы, изнасилования. На обочине дороги лежал труп молодой женщины с пивной бутылкой, забитой между ног. Повсеместное убийство и избиение детей. На Западе А. Маринеско с 1945 г. считается бессовестным военным преступником, сознательно умертвившим невинных беженцев".
Переводчик - популизатор, в качестве одного из доводов, ссылается на повесть Г. Грасса "Траектория краба", педалируя факт, что тот является Нобелевским лауреатом. Я читал её в "Иностранной литературе" N10 (2002), она повествует о молодом человеке, чей отец родился в ночь потопления "В. Густлофа", сошедшем с ума и совершившим убийство, на историческом фоне гибели судна. В общем, как у Ильфа и Петрова - "За окном ковали что-то чугунное". В повести Г. Грасса есть элементы компиляции, использование книги английских писателей Добсона, Миллера и Пейна, в которой А.И. Маринеско изображён пьяницей, хулиганом и бандитом. Считаю необходимым довести до читателей точку зрения не только свою, но и многих моих единомышленников.
Прежде всего "В. Густлоф" был войсковым транспортом, плавбазой подводных лодок, а не госпитальным судном. Шёл под Военно-морским флагом, перевозил военный персонал, в том числе подразделение хорватских добровольцев, был вооружён восемью счетверёнными артиллерийскими установками, которые обслуживались солдатами. Члены экипажа, помимо паспортов, имели солдатские книжки. После 1997 года Г. Шён, в своих публикациях увеличил число жертв более чем в 2,5 раза. В опубликованных в Интернете ответах на вопрос о причине увеличения им количества пассажиров, по сравнению с более ранним утверждением, он ответил: "Люди пережившие катастрофу "Густлофа" сомневались, что на нём было только 5000 беженцев. Меня просили исправить на 8000 человек". Он и исправил, добавил 5000 детей. А через 52 года после окончания войны "нашёл" Вольдемара Терреса, якобы считавшего людей в качестве санитарного обер-фенриха и "вспомнившего" их количество - 7956. Не может двадцатилетний санитар руководить посадкой на огромное судно. А Шён сделал вывод - "Можно исходить (хорошая формулировочка) от общего числа 8956 человек. Затем он прибавил ещё 2 тысячи пассажиров. Все эти утверждения сомнительны, поскольку прошло более полувека, слишком большой срок для внезапного улучшения памяти весьма немолодых людей. Нет и никакого документального подтверждения! Судно тонуло свыше часа (71 минуту) спаслись капитан, все судоводители, военный комендант, и ещё свыше 1200 человек. Должны были быть спасены судовые документы! Где они? Кем же были пассажиры? В документальном фильме Хейко Петермана "Бегство в смерть", созданном в ФРГ в 1993 году, генерал-лейтенант Вермахта Удо Ритген утверждал: "Во время эвакуации приоритеты были отданы тем, кого можно было использовать для обороны на Западе. Командующий Военно-морским флотом ФРГ Ф. Руге в книге "Военно-морской флот третьего рейха", переизданной у нас в 2003 году, писал. "Большими человеческими жертвами сопровождалась гибель судов "Густлоф" - 4000 , "Штойбен" - 3000 и "Гойя" - 7000 человек. На Запад , в числе на упомянутых судах, было перевезено четырё армейских дивизии и 4-й танковый корпус СС". Командующий ВМС Германии, преемник Гитлера К. Дёниц подтвердил эти цифры.
Ещё один пример - на борту судна "Гойя", потопленного другой лодкой, "Л-3", по данным германских источников, было 1300 подводников 5-й флотилии и 1500 солдат 4-й танковой дивизии. Те же Добсон, Миллер и Пейн утверждают, что среди пассажиров "Гойи" были солдаты из 7-го танкового корпуса и 35-го танкового полка, которые ранее участвовали в боях под Ленинградом и их планировали, вооружив новыми танками, бросить на защиту Берлина (глава 28, книги "Правда о "Вильгельме Густлофе"). Мирные беженцы! В связи с этим бездоказательную и недостоверную версию о гибели на "Густлофе" многих тысяч детей, женщин и стариков решительно отвергаю.
Тот же Г. Шён утверждал в этом фильме, что гибель "Гойи" была крупнейшей катастрофой за всю историю мореплавания. Он же в книге "Балтийское море-45" выдал такие перлы: "За полные мучений страдания и гибель 6666 человек, в большинстве своём женщин, детей и стариков, Владимир Коновалов, (мой отец, близкий друг и боевой товарищ А.И. Маринеско), командир советской подводной лодки "Л-3" и капитан 3 ранга Краснознамённого Балтийского Флота, был удостоен самой высокой награды в Советской Армии. Он стал Героем Советского Союза. Для него семь тысяч человек на "Гойе" были ничем иным, как гитлеровцами, заслужившими такую смерть. Двумя торпедами он отправил большинство из них незадолго до полуночи 16 апреля 1945 года в холодную могилу на дне Балтийского моря". Без комментариев.
Не следует чрезмерно персонифицировать военные заслуги и противопоставлять товарищей по оружию. Между ними не было соперничества. Все они выполнили воинский долг перед Родиной. От вражеских мин, торпед, снарядов и бомб на Балтике погибло 38 подводных лодок. Вступили в неравный бой и повторили бессмертный подвиг "Варяга" и " Корейца" балтийские подводные лодки - "М-83", которой командовал П.М. Шалаев, "С-3" Н.А. Костромичёва и "Щ-408" П.С. Кузьмина. На флотах свыше 220 офицеров командовали подводными лодками, из них 99 погибли или умерли от ран. Подводники, оставшиеся в живых, трепетно относились к своим друзьям, любили их, горевали о потерях. Не нужно забывать, что, подвиг каждой советской подводной лодки был подвигом всего экипажа, всех матросов, старшин и офицеров. Только на Балтике прославились Я.П. Афанасьев, Д.С. Абросимов, Н.С. Агашин, А.Г. Андронов, Б.М. Бакунин, А.А. Бащенко , С.Н. Богорад, П.И. Бочаров, И.Я. Браун, И.И. Беззубиков, И.М. Вишневский, С.Б. Верховский, П.П. Ветчинкин, И.В. Грачёв, Г.А. Гольдберг, П.Д. Грищенко, Н.И. Дзиковский, В.А. Дроздов, Н.В.Дьяков, В.А. Егоров, Г.М. Егоров, В.А.Ермилов, И.А. Логинов, И.М.Зайдулин, Ф.А. Зубков, Е.А. Игнатьев, И.С. Кабо, М.С. Калинин, Н.И. Карташев, Л.Н. Костылев, Н.Н. Кулыгин, А.А. Клюшкин, В.К. Коновалов, М.А. Крастелев, Г.Т. Кудряшов, Л.А. Курников, Р.В. Линденберг, С.П. Лисин, И.А. Логинов, Л.А. Лошкарёв, А.М. Матиясевич, Н.К. Мохов, П.П. Маланченко, С.И. Матвеев, С.С. Могилевский, А.И. Мыльников, В.Д. Нечкин, Б.А. Ныров, А.В. Новаков, А.Е. Орёл, Е.Я. Осипов, Б.М. Попов, В.А. Полещук, А.С. Пудяков, Н.И. Смоляр, Д.М. Сазонов, А.М. Середа, Г.И. Тархнишвили, И.В.Травкин, В.А. Тураев, Л.П. Фёдоров, А.П. Чебанов, Д.Л. Шевченко, Е.Г. Юнаков, Д.К. Ярошевич и многие другие. Более половины из этого списка погибли в море, многих из оставшихся в живых я имел честь знать лично, учился и служил под их командованием.
Атака, выполненная А.И. Маринеско, это сплав командирской воли, мужества и морского мастерства. Во время зимнего шторма, с частично заполненными цистернами главного балласта, форсируя работу дизелей, лодка догнала вооружённый войсковой транспорт, заняла позицию залпа с "пистолетной" дистанцией 600 метров и поразила врага тремя торпедами! Английские моряки, назвавшие это событие атакой века, были правы. Цель была легитимной, атака - блестящей. Многие герои ушли из жизни в послевоенное время. Мы помним их и гордимся ими!
Капитан 1 ранга в отставке
Марк Владимирович Коновалов.
Ветеран - подводник.
Март 2005 г
.