Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Энциклопедический Фонд   
Общие сведения
Энциклопедия
Научные публикации
Публицистика
Летопись Мира
Редакционный совет
Попечительский совет
Отзывы о программе
Новости для авторов
Контакты:
E-mail: mre@russika.ru,
marunin@yandex.ru
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
ПУБЛИКАЦИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
Морская столица - 2005

Капитан 1 ранга С. Апрелев


Двусмысленность этого словосочетания для России несомненна, как, впрочем, и многое другое, начиная с двуглавого орла. Начнем с того, что "морская столица" присуща исключительно морским державам, к которым на данном историческом этапе нашу страну можно отнести разве что из уважения к великому прошлому. Торгового флота практически нет, военно-морской - дышит на ладан, кораблестроительная промышленность и судоремонт держатся на плаву исключительно за счет китайско-индийских заказов, да и они, по мере расходования технологических наработок советского периода, сокращаются. Тенденция к этому вполне обозначилась. Индия уже разместила крупнейший заказ на новые подводные лодки во Франции. Что же остается? Традиции, которые, как известно, склонны улетучиваться, если не воздавать им должного. Но и тут - полный провал. Подтверждение тому - трагедия 9 июня 2005-го. Перевернулась шлюпка с курсантами Петербургского Морского корпуса имени Петра Великого, погибло шесть человек. Вы скажете - жаль, конечно, но с кем не бывает? На дорогах ежегодно гибнут десятки тысяч...
Мне эта история видится иначе. Ребят, бесспорно, жаль, но если учесть, что это произошло в достаточно спокойных условиях банального ночного "пикничка", а не в ходе океанского плавания, это не может не настораживать. Тем более что на борту находилось два флотских офицера. Впрочем, при существующем отношении к флоту и морской практике ничего иного ожидать не приходится. Морская культура не может возникнуть ниоткуда. Ей нужны море, корабли, а главное люди, которые, устремляясь в плавание, творят историю и закрепляют традиции. Без традиций флот просто немыслим.
По случаю 300-летия Санкт-Петербурга и Балтийского флота англичане подарили нам крупную яхту "Adventure". За 30 лет своей службы а Британских королевских ВМС в качестве учебного судна "Приключение" без устали наматывало кругосветные мили, воспитывая отважных моряков, преданных своему делу и Отечеству. А, попав в Россию, практически круглый год простаивает в Кронштадте под странным учетным номером "катер № 50". Создается впечатление, что слово яхта с некоторых пор воспринимается как нечто не совсем приличное. А зря! Неужели родное Отечество не испытывает больше нужды в мужественных людях, коли не отпускает средств на их воспитание. Речь, прежде всего, идет о профессионалах, но ведь и к морякам-любителям отношение не лучше.

Состязание столиц
Еще совсем недавно при упоминании о "морской столице" однозначно вставал образ Санкт-Петербурга, известного не только как "окно в Европу" и "Северная Пальмира", но и как родина первого в мире яхт-клуба, основанного волей Петра в 1718 году! Однако с недавних пор пальма первенства уверенно переходит к "порту пяти морей". Стремительный рост столичного яхтенного спорта, появление целого ряда флотских мемориалов и даже тот факт, что очередной 43-й мировой конгресс подводников в год 100-летия отечественного подводного флота пройдет в Москве - тому подтверждение. Разумеется, это происходит вовсе не потому, что в тамошних пределах оседает большинство отставных адмиралов. Здесь и роль столицы в распределении российских финансовых потоков, и, конечно же, личность московского мэра, уже многие годы на деле доказывающего приверженность флотской идее. Вспомните, к примеру, о роли Юрия Лужкова в нелегкой судьбе Севастополя и Черноморского флота или о шефстве москвичей над целым рядом кораблей и подводных лодок Северного флота. Что касается парусного спорта, то на его развитие в 2005 году столичным бюджетом выделено 1,5 млн долларов. Для сравнения, на те же цели правительство Санкт-Петербурга определило аж 450 тысяч рублей! Если губернатор В.Яковлев время от времени демонстрировал заинтересованность морскими проблемами и даже, по слухам, стал капитаном 1 ранга запаса (была одно время такая мода), сегодняшняя "хозяйка города" и председатель Морского совета, уж точно далека от подобных сантиментов. В ее поле зрения - исключительно мегапроекты, связанные с мощными инвестициями, будь то из федерального бюджета, или за счет иностранных инвесторов. Кто же не слышал о "шанхайско-балтийской жемчужине", продолжающей будоражить умы питерских жителей. Да разве в России власти когда-либо интересовались общественным мнением? По ходу продвижения проекта был, не задумываясь, отдан на заклание крупнейший не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России яхт-клуб "Балтиец" на 3000 мест. В одном "яхтенному народу" "пошли навстречу" - предложили убраться не сразу по истечению ежегодного договора аренды в сентябре 2005 г., а в течение трех ближайших лет. Чуть восточнее - на заболоченную территорию, совершенно непригодную для базирования плавсредств. Разумеется, бюджетных денег на эвакуацию и обустройство, не говоря уже о развитии инфраструктуры, не предусмотрено. А ведь все эти гавани, пирсы, боксы, мастерские и ангары сооружались своими руками, даже дноуглубительные работы проводились членами клуба на собственные средства. Не правда ли, напоминает колонизацию Америки? Вождь сгоняемых с насиженных мест "индейцев" - командор клуба Владимир Климбек заикнулся, было, что, реализуя полуторамиллиардный контракт, китайцы вполне могут пожертвовать миллион долларов на обустройство выделенной для клуба дикой территории, тем более, что старая достается им в известной степени окультуренной. Городские чиновники из комитета по инвестициям дружно зашикали на "смутьяна", опасаясь, что подобная "провокация", чего доброго, сорвет "сделку века".
Схожая ситуация с "Галерной гаванью". Расположенный там водно-моторный спортивно-туристический клуб существует с 1978 г., насчитывая в своих рядах не менее 500 человек. Задуманная Петром и спроектированная Доменико Трезини гостевая гавань уже практически передана администрацией Василеостровского района некоему ООО "Агат", немедленно приступившего к строительству на прилегающей к клубу территории, ресторана быстрого питания "БлинДональтс"…
Яхт-клуб Кировского завода в Стрельне также практически обречен. В данном случае роковой оказалась географическая близость к Константиновскому дворцу - президентской резиденции - владения которой неумолимо расширяются. По высказыванию "Делового Петербурга" у гавани прямой шанс стать "политической"...
Пять других яхт клубов и стоянок, среди которых самый крупный - Петербургский речной яхт-клуб, основанный в 1860 году, останутся на своих местах, но будут напрочь отрезаны от моря мостом Западного участка скоростного диаметра (ЗСД). Генеральный план развития города до 2025 г.- скороспелое дитя смелых замыслов, содержит немало деталей, способных ошарашить не только повидавших виды яхтсменов. Видя, что традиционно молчаливая парусная общественность на сей раз готова взбунтоваться, власти, устами рядовых чиновников поспешили ее успокоить, заявив, что в проект моста срочно введены два пролета высотой 12 метров, а узнав, что для прохода яхты "макси-класса" этого недостаточно, бодро пообещали и все 30. Каким образом это будет претворено в жизнь - загадка, которых в этом деле предостаточно.
Но, едва ли не самым загадочным вопросом в этом ряду, является выдача "на гора" необходимой массы грунта для наступления на Невскую губу, жертвой которого станет и родной для меня яхт-клуб ВМФ на Шкиперской протоке.
Плачевная динамика развития морского туризма привела к волевому решению о создании нового пассажирского порта и формировании Морского фасада города. Для этого планируется "намыть" искусственный остров ("Золотая отмель"), а также изрядный кусок суши в устье Смоленки. Речка удлинится на 1,2 км, а Васильевский остров вырастет на 450 га. Однако, по мнению специалистов, из акватории Финского залива потребной массы грунта не извлечь. Поэтому горожане живо интересуется не только тем, откуда пойдут самосвалы, но и какими маршрутами? Жутко огорчены обитатели сегодняшнего "фасада", откровенно говоря, имеющего пристойный вид разве что в районе гостиницы "Прибалтийской". Любоваться видом на Финский залив им больше не светит.
Помнится, раньше говаривали, что нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики. Не исключено, что нынешний губернатор руководствуется именно этим изречением, как-никак за плечами - солидный опыт партийно-комсомольской работы. Не грех использовать и опыт более древних времен. К примеру, обязать каждого приезжего являться в град Петров с увесистым булыжником. Соответствующий императорский указ в свое время значительно помог при строительстве архангельского порта...
Самое время "собирать камни", господа!

Несмотря на отмеченную экспертами "сырость" проекта, вопрос о выделении 600 миллионов федеральных рублей на 2005 год уже решен. Известно, что в ходе такого рода строительства практически невозможно проконтролировать количество доставленного и засыпанного грунта. Так что проект сей - поистине "золотая жила". Злые языки уже предложили не мелочиться, а, заключив Неву в трубу, осушить (засыпать грунтом) всю Маркизову лужу до Кронштадта, попутно поставив победную точку и на строительстве пресловутой дамбы. Останется перенести порт на остров Котлин, а на отвоеванных у залива гектарах начать возводить все, что душа пожелает: элитное жилье, казино, ипподромы, боулинги, а главное - фанзы для китайских специалистов, которые вскоре должны заметно оживить унылую демографическую обстановку города.

Шанхайский сюрприз
Не хочу сгущать краски, но отсутствие вразумительных ответов со стороны городских властей наводят на грустные мысли, которые не в состоянии развеять даже сусальные репортажи питерского телевидения из Шанхая. Один такой, помнится, промелькнул недели за две до замуровывания ритуальной жемчужины, венчавшего торжественное подписание соглашения с китайскими инвесторами. Группа журналистов, поведала, в частности, о благостной старости профессора Фаня в новой элитной квартире, за которую он вот-вот рассчитается с инвестором. Вокруг в райских кущах щебетали диковинные птицы, неторопливо поводили вуалью плавников золотые рыбки в сказочных прудах, а в моей памяти почему-то возникла картина канадского Ванкувера, население которого в настоящий момент на три четверти китайское. А ведь все началось каких-то тридцать лет назад с поселения там нескольких десятков семей…
В свое время на строительство дамбы было также привлечено около 50 000 "лимитчиков", которые благополучно осели в Ленинграде независимо от судьбы злосчастного гидротехнического монстра. Ну, и, слава богу, по крайней мере, все они - наши соплеменники!
Что касается жилья в "Балтийской Жемчужине", то, поскольку квартал изначально провозглашен элитным, отечественным "фаням" вряд ли придет в голову отождествлять себя с китайским коллегой.
Что характерно, "элитное жилье" для мифического среднего класса и богатых иностранцев занимает особое место в грядущих планах. Немудрено, что отношение городских чиновников ко всему, что, так или иначе, препятствует мерному течению финансовых потоков, становится все более резким и вызывающим. Симптоматичны высказывания руководителя питерской фракции "Единой России"" Вадима Лопатникова, прозвучавшие на пресс-конференции, состоявшейся в питерском Доме журналистов 19 апреля сего года и посвященной судьбам маломерного флота Санкт-Петербурга?
"…Яхт-клубам придется смириться с тем, что их пребывание в центре города на дорогих землях недопустимо... Либо ищите место подальше и подешевле, либо давайте инвестора, который заплатит сразу 2-3 миллиона долларов…".
Интересно, почему подобным образом не рассуждают городские власти Копенгагена, Амстердама, Лондона и многих других истинно "морских столиц"? Наверное, потому, что именно благодаря лесу мачт на городских набережных и в уютных маринах формируется уникальный облик этих городов и неповторимая атмосфера. Не удивительно, что туда стекаются сотни тысяч туристов-яхтсменов, приносящих немалые деньги в бюджет городов-портов, не заставленных, в отличие от Петербурга, муляжами кораблей и питейными заведениями в облике уродливых барж.

Будут ли "флаги в гости к нам"?
И вот теперь, даже те жалкие двести-триста яхтенных мест (в отличие от десятков тысяч в Стокгольме и Хельсинки!) оказались под ударом. Сколько раз на международных регатах мне приходилось слышать о горячем желании иностранцев посетить наш город на собственной яхте. Как правило, эти намерения разбивались либо о чиновничьи препоны и несовершенное законодательство, или о подтвержденные слухи о жутком мздоимстве наряду с отсутствием в местах стоянок элементарной инфраструктуры.
Помнится, в 2000-м году Британский королевский яхт-клуб вознамерился организовать массовое паломничество в загадочную Московию, собрав под знаменами "миллениума" до полутора тысяч яхт. Все кончилось тем, что, встретив неласковый прием уже в Кронштадте, до Питера добрались считанные энтузиасты, не сломленные в неравной борьбе с российской бюрократией и своеобразным пониманием "капиталистических общественных отношений".
В самом деле, какой резон участвовать, к примеру, в Ладожской регате, если для оформления разрешения плавания по внутренним водам необходимо подавать запрос минимум за два месяца, а потом еще платить за комплексное удовольствие 900 долларов?

Ярчайшим примером злонамеренности чиновников стал отказ Петербургской администрации принять на 300-летний юбилей города флот регаты "Катти Сарк" под предлогом недостаточного финансирования. За право города быть удостоенным этой чести наши яхтсмены доблестно сражались на парусных гонках и регатах. Увы, то, что у всех народов принято считать прибыльным, наши чиновники отвергли, похоже, из-за непреодолимой тяги к прямым и трудно контролируемым финансовым поступлениям. Многомиллиардные лазерные шоу для избранных, отсеченных кордонами от "толпы", оказались предпочтительнее истинного праздника человеческого духа, к которому петербуржцы смогли приобщиться в 1996 году. Тогда интернациональная эскадра учебных парусников оказалась в городе в первый и последний раз.
А в 2003-м счастливой возможностью не преминул воспользоваться питерский побратим - Турку. Остается лишь порадоваться мудрости финских соседей.

А что происходит ныне на реках и каналах? Сухопутные туристы, охотно посещающие Петербург, как "морскую столицу", не в состоянии отказать себе в удовольствии прокатиться под мостами, любуясь с воды на знаменитые набережные и дворцы. Видимо неплохой бизнес, если среди "водных извозчиков" кипят сицилийские страсти. Тихой июньской ночью того же 2005-го Центральный яхт-клуб на Крестовском содрогнулся от двух взрывов. Конкуренты расправились с двумя прекрасными деревянными судами в стиле "ретро". Сам видел их еще на берегу и сожалел, когда в теленовостях скупо сообщили о гибели экскурсионных судов, "незадолго до этого спущенных на воду и переведенных на неохраняемую стоянку…". Это в охраняемом-то клубе и в двадцати метрах от будки дежурного. Мы-то к подобным вещам уже привыкли, а каково бедным иностранцам с их тягой к правопорядку и уважением частной собственности?

Что же делать?
Помню, как в один "прекрасный день" в начале 60-х прошлого столетия ленинградские каналы и реки вмиг опустели. Стоянки катеров разогнали, вызвав поначалу недовольство горожан, но потом, как принято, обиженные "умылись" и, сглотнув обиду, переехали в импровизированные общественные клубы. При социализме, как известно, спорт развивался директивами свыше, но, тем не менее, он развивался, и наши спортсмены, как водномоторники, так и парусники достигали значительных успехов вплоть до олимпийского золота. Сейчас, с воцарением "господина рынка", носящего на просторах России неповторимый колорит восточного базара, рассчитывать приходится лишь на собственные силы. Правда, порой, судьба улыбнется, и руку помощи протягивает богатый "дядя"-покровитель (спонсор), мотивированный, как правило, чем-то сугубо личным. Несбывшаяся детская мечта, неприкаянные отпрыски, которым хочется привить интерес к жизни и т.п. Реже за действиями стоят строгий экономический расчет или рекламная акция. Чаще всего островки энтузиастов в виде осколков бывших общественных или ведомственных яхт-клубов оказываются, словно у расстрельной стены, один на один с суровым ликом чиновника. Отказ городских властей от долгосрочных договоров аренды лишает потенциальных инвесторов последних иллюзий. А что такое договор на один год с "правом продления", которое чиновник хочет дает, а хочет - нет, умело прикрываясь интересами города? Типичный рэкет. Технология отработана до мелочей…
Подобная судьба постигла и известный яхт-клуб Санкт-Петербургского морского технического университета на острове Бычий. Заметьте, государственного учреждения! Пустяки, что этот клуб имеет многолетнюю историю, инвестор предложил "городу" условия, "от которых тот был не в силах отказаться", и финал тяжбы оказался предрешен. Постановлением городского правительства территория передана инвестору под Клуб дзюдоистов, почетным президентом которого является сам Владимир Владимирович… Что и говорить, сегодняшний чиновник попроворнее ельцинского будет. А ведь еще в девяностые годы яхт-клуб вполне мог превратиться в теннисный центр.

В конце концов, следуя логике господина Лопатникова - депутата ЗАКС и представителя правящей партии, все определяется инвестиционным климатом и необходимостью к 2007 году торжественно доложить Президенту об удвоении городского бюджета. Строительство ЗСД, несомненно, облегчит жизнь 2 миллионов автомобилистов, на фоне которых жалкая горстка яхтсменов вообще не видна. Как вице-президент федерации волейбола депутат В. Лопатников ответственно заявляет, что "и другие виды спорта находятся не в лучшем положении…" Этот аргумент можно было бы признать убийственным, кабы Петербург претендовал еще и на звание волейбольной столицы России. Кокетливая реплика, что, дескать, хоть он и является членом Морского совета города, в душе остается сугубо сухопутным человеком, по всей видимости, должна объяснить, почему сей "сухопутный член" Морсовета опускает вопросы упущенных возможностей именно морского туризма и прямой зависимости морального здоровья нации от развития водных видов спорта.

Общеизвестно, что Петербург в настоящее время принимает за сезон не более полусотни иностранных яхт, в то время как Таллин - 8 500, а Стокгольм - несколько десятков тысяч.
Сойдя на берег, иностранные гости начинают поспешно тратить деньги, а значит активно пополнять городской бюджет. Что касается ближайшего соседа - Финляндии, население которой практически равно числу жителей Петербурга, зарегистрированных частных плавсредств там более 330 000, то есть на порядок выше, чем у нас, не говоря уже о качественной стороне вопроса. Так что здоровье нордических наций отнюдь не замыкается на сауну.
Тем временем, в России, независимо от уровня благосостояния растет число яхт, базирующихся на соседние страны. Причины яснее ясного - лучшая инфраструктура, а главное клубная яхтенная атмосфера, которая у нас стремительно идет на убыль, на пару с морской культурой. Обратите внимание, невзирая на обнищание масс, российские водоемы бороздит все большее число "навороченных" плавсредств, хозяева которых изощряются в демонстрации "лошадиных сил" и собственной дурости, провоцируя не только неудобства окружающим, но и, все чаще, человеческие жертвы. Одним словом, морское дело - тонкое, подразумевающее не только глубокие знания, но и особое состояние души. А вот с душой-то сегодня, похоже, напряженка!

Есть люди!
Упоминавшаяся выше апрельская пресс-конференция со знаковым названием "Генеральный план Санкт-Петербурга - крест на развитии массового водного спорта и абсолютное игнорирование интересов граждан", показала, что среди этих граждан есть еще пассионарии, готовые постоять за правое дело. Среди таковых и Президент петербургского парусного союза Владимир Логинов, и начальник Государственной инспекции по маломерным судам - Константин Пашинский, и ответственный секретарь Общества морских клубов СПб, директор яхт-клуба Государственного морского технического университета - Юрий Чистяков.
Перечисленные личности сходятся в главном - утверждение существующего проекта генплана развития Морской столицы России неминуемо приведет к тому, что выход к морю и отдых на воде окажутся доступными лишь богатым, поэтому пока этот план не обрел силу закона яхтсмены намерены бороться и предлагать правительству конструктивные решения проблемы. По словам Владимира Логинова, следует не отбирать и отдавать под застройку существующие яхтенные марины и клубы, как это планируется, в том числе, в отношении яхт-клуба ВМФ, а развивать их. Что, разумеется, не исключает создание новых клубов и стоянок, вроде той, что планируется соорудить в Пьяной Гавани рядом с возводимым, опять-таки "элитным", жилым комплексом. Согласитесь, одно дело создавать марину на месте пустыря или бывшего кладбища кораблей, и совсем другое - передавать плоды многолетнего напряженного труда под снос и поругание лишь потому, что кто-то предложил больше.
Вполне созвучным с экономическими рассуждениями городских чиновников остается и требование незамедлительно приступить к решению проблемы собственности. Ведь речь идет не только об общественных, но и государственных организациях. Долгосрочная аренда (на 49 лет) позволит: и привлечь инвестиции, и обеспечить развитие объектов, вслед за чем последует и прибыль, разумеется, не сиюминутная, на которую упорно ориентируются городские чиновники… Ясно, что на развитие сопутствующей массовому туризму индустрии понадобится определенное время.
Что касается перераспределения естественных и рукотворных гаваней, то также как и в случае с набережными нельзя отдавать все на откуп исключительно прибыли и экономическому эффекту. Эффект может стать производным от морального подъема. Вспомните феномен великого яхтсмена Эрика Табарли. Его громкие успехи в международных гонках буквально всколыхнули Францию, заставив людей осознать, что их страна - великая морская держава. Парусный бум вызвал такое подъем яхтенной индустрии и водного туризма, что Франция вскоре стала законодателем мод в этой сложной отрасли, а значительная часть населения стала проводить свой отдых под парусом... Тем, кто не представляет, что это такое, настоятельно рекомендую попробовать!

Ну, а что до титулов, ясно одно - те, кто мечтает видеть Петербург, как и прежде, Морской столицей, вправе рассчитывать на здравый смысл у власть предержащих. Очевидно и то, что далеко не каждый приморский город способен удержать это звание. У Питера для этого есть все предпосылки, и без паруса тут не обойтись.

Петербург - Северодвинск
Май - июнь 2005 г.