 |
|
 |
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС. |
|
|
|
ЛИДЕРЫ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ |
 |
 |
 |
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ТРЕНАЖЕРОСТРОЕНИЯ |
Процесс обучения специалистов по обслуживанию судна, осуществлению вспомогательных операций и судовождению - комплексная и непростая задача. Современный уровень развития техники и технологии позволил создать целый ряд сложных механизмов, дающих возможность проводить комплекс различных операций с невиданной ранее скоростью, легкостью, экономичностью. Однако существование подобных систем породило проблему их освоения и безопасной эксплуатации, поскольку задача управления ими является достаточно ответственным делом, а любая ошибка может привести к необратимым последствиям.
Именно поэтому наряду с серьезной теоретической подготовкой специалистам необходим и длительный практический опыт. Раньше единственным способом закрепить полученные знания была непосредственная практика на судне. С развитием высоких технологий обучение навыкам управления сложнейшей техникой, отработки аварийных и внештатных ситуаций, взаимодействие с соседними судами, испытание нового оборудования переносится в виртуальное пространство. Плюсы очевидны - готовить будущих судоводителей на тренажерах существенно проще и дешевле, чем в условиях реального плавания. К моменту поступления на судно специалист уже обладает не только теоретическими знаниями, но и необходимыми практическими навыками для эффективного выполнения своих обязанностей. Линейка тренажеров группы компаний Транзас насчитывает уже более 15 наименований. Это навигационные тренажеры (в том числе СУДС, рыбопромысловый), тренажеры Судовой Энергетической Установки, Тренажеры Автоматизированных Холодильных Установок, Тренажеры ГМССБ, Тренажеры грузобалластных и технологических операций на танкерах, Комплексный тренажер гидрографического судна, Нефтяной терминал, Система управления чрезвычайными ситуациями и многие другие. Разработки Транзас в области тренажеростроения объединяет одно - все они созданы в соответствии с последними тенденциями в этой области, а именно на основе открытой архитектуры.
Навигационный тренажер
Принципы открытой архитектуры в тренажеростроении Принцип современной архитектуры тренажерных программно-аппаратных комплексов основан, прежде всего, на открытости этой архитектуры, когда тренажер представляет оптимальную комбинацию стандартных персональных компьютеров, подключенный к локальной сети с выделенным выходом во внешнюю сеть.
Современная архитектура тренажерных комплексов также нашла свое отражение в технологии подключения реального оборудования транспортных средств. Специалисты Транзаса называют эту технологию "Философией интегрированного мостика". Имитируемые транспортные средства могут управляться не только через специализированное аппаратное обеспечение, но и с помощью реального оборудования, что добавляет реалистичности в тренажерный процесс. Наиболее сложные реальные приборы (такие как дисплей радаров, панели управления Динамического Позиционирования объекта и т.п.) требуют специализированных компьютерных плат по обработке симулируемой информации. Дизайн и производство таких плат налажены в Транзасе, а их совместимость с компьютерами обеспечена общей концепцией открытой архитектуры.
Говоря об открытой архитектуре нельзя не остановиться на концепции интеграции тренажерных комплексов или концепции "Virtual Ship". Интеграция тренажерных комплексов между собой, а также интеграция с тренажерами других производителей является концептуальным технологическим свойством программного обеспечения. Навигационный, Рыбопромысловый, ГМССБ, СУДС, ERS, LCHS и CMS тренажеры могут быть без труда объединены попарно или совместно, что позволяет их использовать для тактических учений (пример, Сахалинское учение по поиску, спасению людей и борьбе с разливом нефти в августе 2003 года).
Возможно также и совместное использование морских тренажерных комплексов с авиационным на учениях ВМФ.
Тренажер СУДС
Пример внедрения
Все принципы современного направления развития тренажеростроения воплощены в полном объеме в Отраслевом морском тренажерном исследовательском центре в Государственной Морской Академии им. адмирала С.О. Макарова.
Основной целью создания морского тренажерно-исследовательского центра (МТИЦ) является научно-практическая деятельность и экспериментальные проработки вопросов обеспечения безопасности мореплавания, предотвращения загрязнения моря, организация тренажерной подготовки и переподготовки плавсостава российских судов, курсантов морских учебных заведений, моряков, работающих под иностранными флагами, береговых специалистов, чья работа непосредственно связана с безопасностью мореплавания, на базе специализированного отраслевого морского центра, вмещающего в себя функции учебно-тренажерного центра (УТЦ), научно-исследовательского центра (НИЦ), объединенных с комплексом тренажеров по борьбе за живучесть. Важнейшей составляющей такого отраслевого центра должен стать экспертно-аналитический мониторинговый центр поддержки управленческих решений в кризисных ситуациях (морские аварии, поиск объектов в море, разливы нефти, террористические угрозы и т.д.).
Другим важным решением вопроса эффективной тренажерной подготовки является объединение тренажера ходового навигационного мостика с тренажером машинного отделения в единый тренажерный комплекс. Современный навигационный тренажер и современный тренажер машинного отделения, а также разработанные программы и методики позволят проводить тренажерную подготовку всей ходовой вахты, как на мостике, так и в машинном отделении. Кроме того, объединение двух тренажеров (навигационного и машинного отделения) в единый тренажерный комплекс позволит отрабатывать взаимодействие всех членов экипажа несущих ходовую вахту, решать задачи стоящие перед всеми членами экипажа, особенно в аварийных ситуациях.
Последние разработки
Группа компаний Транзас совместно с университетом Kymenlaakso Polytechnic (Финляндия) разработала тренажер технологических операций многоцелевого терминала, который используется для отработки принципов загрузки танкеров и взаимодействия оператора Терминала и грузовых помощников танкера. Новый тренажер предназначен для обучения операторов терминала: грузового мастера и инженера парковой зоны. Основной целью подготовки является отработка навыков по управлению оборудованием и по диспетчерскому контролю, а также способность отслеживать все операции, происходящие в сложных системах терминала.
Нефтяной терминал. Учебное место
Тренажер позволяет выполнять упражнения по загрузке танкера в виде единого технологического цикла, либо позволяет отработать отдельные виды операций с оборудованием терминала. Инструктор может изменять в произвольном порядке задачи выполняемого упражнения, а так же "вносить" различные неисправности или ограничения. Упражнение не останавливается ни в случае ошибок управления, ни при выводе из строя оборудования терминала, позволяя создать "экологическую катастрофу".
В качестве прототипа для создания Тренажера был выбран многоцелевой Терминал (700.000 м3), способный отрабатывать операции по загрузке/выгрузке танкеров дедвейтом ~ 70 тыс. и ~300 тыс. тонн.
Новый тренажер который, установлен в Kymenlaakso Polytechnic (Финляндия), позволяет выполнять операции, как по безаварийному, так и поставарийному управлению системами Терминала. Текущая версия тренажера, в случае "учебного разлива нефти" обеспечивает возможность наблюдения за развитием нефтяного пятна.
Заключение
Высокие технологии производства тренажеров в группе компаний Транзас основаны на верной архитектуре и высокой наукоемкости технологического ресурса существующих программно-аппаратных комплексов. Новейшие разработки в прикладных областях науки техники, связанных с появлением новых систем автоматического управления на транспорте и транспортных информационных систем, находят свое применение во всех тренажерных проектах компании.
|
|
 |
 |
|