Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Энциклопедический Фонд   
Общие сведения
Энциклопедия
Научные публикации
Публицистика
Летопись Мира
Редакционный совет
Попечительский совет
Отзывы о программе
Новости для авторов
Контакты:
E-mail: ,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
ПУБЛИКАЦИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
Закон не дышло

Автор: Сидоров А.И., к.э.н.

Реализация заявленной темы (законодательное обеспечение эффективного функционирования экономики) требует предварительного уяснения, по меньшей мере, 2 вопросов: I. Роль государства в перспективном развитии современной России; II. Качество функционирующих законов и их влияние на экономические процессы в стране.
Для более четкого понимания роли государства в общественном развитии целесообразно учесть опыт развития и функционирования западного капитализма с выделением в этом процессе роли государства в экономике как таковой. Следует подчеркнуть, что исследования российских ученых и фактические данные по экономике США, приводят к однозначному выводу: в государстве создана мощная машина государственного воздействия (активного регулирования) на американскую экономику в общегосударственных масштабах. Характерная особенность процесса заключается в том, что для руководящей элиты США очевидна объективная необходимость расширения круга задач, решаемых на основе государственного хозяйствования. Как показывает опыт, проблемы НИР, создание новой техники и технологии стали решаться на государственном уровне. Это обосновывается двумя факторами: а) развитие крупномасштабного производства требует больших затрат в связи с масштабами НТП, формированием глобально - информационного технологического уклада (информационной экономики). Это требует от государства соответствующих финансовых гарантий и нетрадиционных методов организации и управления наукой. Последние и нашли выражение в единстве: государство, военно-промышленные концерны и наука; б) разработан и внедрен оригинальный административно-экономический алгоритм (безвозмездной или льготной) передачи результатов НИОКР, оплачиваемых из бюджета (результаты аэрокосмических исследований, разработок - патентов, лицензий, ноу-хау) всем секторам. При этом гибкость подхода правительства США нашла конкретное проявление - корпорациям - военным предприятиям разрешено списывать затраты по конверсии военного производства (сокращение объема военных поставок, затраты на производство гражданской продукции и т.д.) на сохраняющиеся военные заказы. Аналогичный принцип распространен и на усилия по сохранению научных и инженерно-технических кадров (долгосрочные программы переподготовки и перемещение рабочей силы по территории страны).
Нельзя обойти вниманием и структуру федеральных программ в США: из примерно 2000 федеральных программ государственного хозяйствования около 800 посвящено развитию социальной сферы, а около 50% трансфертных платежей составляют затраты на социальные цели и нужды рядового американца. На основе экономико-договорного механизма до одной трети федерального бюджета США направляется на инвестиции федерального, штатного и местного уровней. Дополняет сказанное по системе государственного управления экономикой США широкое распространение системы контрактов как удачной формы разрешения противоречия государственных и частнокапиталистических (корпоративных) интересов: сохранение каждого из этих интересов, их взаимореализацию и взаимоограничение. Итак, вместо "свободной руки рынка" (Адам Смит подобное не утверждал) развитие и укрепление планового регулирования экономики. Это особенно ярко демонстрирует пример реализации программы государственных закупок-контрактов на поставку необходимых правительству различных товаров, работ и услуг. Здесь действует безупречный механизм интеграции частного бизнеса и государственной программы, реализующей определенные цели. Но правила действий на рынке закупок твердо и жестко регламентированы государством (у нас в ходу вульгарный игорный термин "правила игры"). Таким образом, характерно плановое регулирование экономики, опирающиеся на "двух китов": строгие плановые начала и программно-целевой метод бюджетного планирования. Временной горизонт планирования заказов восхищает: "рутинным порядком" считается 5-8 лет, а с учетом промышленной эксплуатации "конечного продукта" на 15-20 лет. (Реализуется принцип "прокьюремента" - порядок реализации системы госзакупок). Очевидно, современная экономика США - "контрактная экономика", в которой органично сочетаются плановые и рыночные начала. Указанные факторы характерны гибкими взаимопереходами и взаимореализацией. Следует учесть и жесткость к технико - экономическому обоснованию обсуждаемых проектов. (Например, стоимость программы "Аполлон" с высадкой человека на Луну (1961-1971гг.)). НАСА определил в 24 млрд. долл., завершена с общими расходами в 24,2 млрд. долл. - перерасход (cost-overrum) составил 4,2%. (Автор разделяет точку зрения российской общественности на отсутствие доказательств у НАСА высадки астронавтов на Луну!).
Очевиден факт: в США мы имеем дело с хозяйственно - предпринимательской деятельностью государства, государственным хозяйствованием ("government entreprenerirship"). Иными словами, государственный сектор включает государство - основной предприниматель, главный банкир, самый крупный заказчик товаров и услуг, отрасли экономики и народнохозяйственные сферы, имеющие особое стратегическое общенациональное значение (ТЭК, транспорт, связь и телекоммуникации, оборонные и научно-технические комплексы, авиакосмическая промышленность, объекты, связанные с освоение мирового океана и т.п.), а также отрасли и сферы, играющие ключевую социальную роль (сельское хозяйство, здравоохранение, охрана окружающей среды). Правительство располагает четвертью национального богатства, особая форма собственности - федеральный бюджет, через который реализуется его хозяйственная деятельность - государственное предпринимательство в широком смысле слова. Все упомянутые функции реализуются с использованием четырех важнейших элементов, своеобразной "квадратуры" управления и регулирования экономики государством: Федеральный бюджет, Федеральная контрактная система (ФКС), Федеральная налоговая система и Федеральная резервная система (ФРС). Это материальные и организационно-управленческие основы государственного хозяйствования в США. Европейская практика государственного управления экономикой при учете национального своеобразия развивается в этом направлении. Следует заметить, что западная практика решения возникающих проблем основана на четком рационализме и при использовании богатого опыта планирования в СССР, чему не мало способствовал в свое время своими работами Василий Леонтьев.
II. В качестве примера, характеризующем особенность законодательного процесса США сошлемся на два закона, достаточно ясно определяющих добротность принимаемых документов: а) Закон о занятости 1946 г. - все действия властей в экономической сфере должны обеспечивать высокие темпы экономического роста, высокий уровень занятости, повышение благосостояния населения. Ясные ориентиры для разработки экономической стратегии; б) Совет по политике конкурентоспособности придерживается определение конкурентности экономики, как отвечающей требованиям мирового рынка при одновременном увеличении доходов населения, т.е. при эффективном использовании людских и капитальных ресурсов; в) ОЭСР вводит термин "структурная конкурентоспособность страны", интегрирующий 3 составляющих: технология, инновационные системы, а также общая институциональная и социальная среда.
Завершая первую часть изложения, отметим. Американское госхозяйствование основывается на всестороннюю экономико-правовую базу, складывающуюся на протяжении десятилетий. Она представляет собой 4320 законов и поправок к ним (начиная с 1881 г. - закон о поставках казны и 1996 г. - закон о реформе федеральной контрактной системы). Очевидно и другое: система государственного хозяйствования постоянно реформируется, совершенствуются ее организационные формы и правовая основа (принцип "переосмысления государственного управления"). Он состоит в том, что наличие, возникновение недостатков в формах хозяйствования - не причина и повод для отказа от определенных форм, а поиск путей устранения возникающих, обнаруживаемых "минусов". Этим объясняется распространение в государственных и частном секторах программ "тотального управления качеством" (ТУК). Это веяние служит практическим средством своевременного устранения морального износа в системах управления разного уровня.
I. Президент В.В.Путин неоднократно подчеркивает: цель и обязанность государства - обеспечение прав и свобод человека, как высшей ценности, формирование все более демократических условий осуществления указанных ценностей.
Решение этой принципиальной задачи возможно лишь на основе всемерного повышения эффективности функционирования народнохозяйственного комплекса. Это предполагает необходимость методологического обеспечения подобного функционирования адекватной системой управления. Такой научной основой может быть только творческое использование объективной системы экономических законов. Проблема использования этой системы в условиях непрерывного реформирования экономики, ведущегося без малого 20 лет, объективно невозможна без: 1) диагноза ее состояния; 2) оценки инструментов, с помощью которых велось реформирование все эти годы. Политическая жизнь общества как основа преобразования в экономике характеризовалась следующими особенностями: 1) возникшая система власти получила название "рыночный большевизм". Это результат "вакуума легитимности" от передела власти, экономических ресурсов; "приватизации государства" за счет отчуждения от власти большинства населения; установление баланса между правящей элитой и бизнес-элитой; 2) "Беспомощный авторитаризм" - как стремление удержать бразды правления при единстве централизации и неуклонном снижении административной дееспособности из-за развала основных институтов власти; 3) Сырьевая ориентация российской экономики при игнорировании необходимости модернизации; продовольственная зависимость (угроза национальной безопасности) и другие экономические элементы; 4) Игнорирование особенностей России как Великой евроазиатской державы - самобытность Русской Цивилизации и идеологическая зависимость (особенно культурная и психологическая); 5) На этом политическом ландшафте и протекало преображение экономики России. Смысл стратегии "шоковой терапии", внедряемой административно, заключался в "вертикальном перераспределении общенародной собственности, вернее "экспроприацию по идее 1917 года" Результат: формирование "дикого капитализма" совсем шлейфом политико-общественных и социально-экономических проблем. Очевидно, постижение капитализма произошло одномоментно, на основе монетаристских методов при забвении очевидного факта, что рыночные структуры формируются многие годы.
Превращение "порося социализма" в "карася российского капитализма" объективно обусловило разрушение прежней системы управления и формирования новых органов, которые не учитывали изменения в структуре форм собственности, движения общественного продукта и его распределении. Более того, кардинальное изменение экономических обстоятельств не сопровождалось правовыми новациями и, соответственно, адекватными изменениями в системе управлении. Оценка управления в США, сделанная выше, а также опыт Фракции по реконструкции страны после войны, позволяет более выверенно оценить аналогичную практику в России. В Посланиях Президента РФ намечен стратегический курс социально-экономического прорыва, форсированного перехода Росси на инновационный путь развития, формирования сильного и эффективного, конкурентоспособного государства. Это подразумевает наличие подобного управления народнохозяйственным комплексом. Эту систему управления еще следует воссоздать в ближайшие годы. Только она позволит: а) обеспечить целостность и качество государственного управления национальным развитием на всех уровнях и обществом в целом; б) организовать эффективный механизм государственного контроля и мониторинга социально-экономической сферы, учитывающий внутренние и внешние политико-экономические факторы, оперативно и с необходимой результативностью.
Однако структура государственных органов не соответствует этим задачам. Так, например, министерство экономического развития и торговли пытается в своем лице представлять орган, регулирующий весь воспроизводственный цикл при наличии министерства промышленности, науки, энергетики, сельского хозяйства при ликвидации министерства внешней торговли и многих торгпредств за рубежом. Создание "дурной" копии Госплана СССР показало всю архаичность управления экономикой и неуклонно снижающейся динамикой ее показателей. Странная позиция и при анализе тенденций инфраструктуры внешнеэкономической деятелньости: операции "челноков" - ее важный элемент (импорт 70-80% товаров потребления - 20% всего импорта; экспорт - 15%;). На самом деле - это стихийная ее форма (в большей части "теневая"). Так, ее объем в 1995 году составил св. 10 млрд. долл. при неуплате 400 млн. долл. налогов. За 1992 - 1996 гг. из оборонной промышленности было уволено от 2 до 3,5 млн. человек при трудоустройстве лишь 650 тыс. человек на основе конверсионных программ и при одновременном разрушении легкой промышленности.
Просчеты в политике правительственного экономического блока наглядно проявляются в ряде "зияющих достижений". Пустое, бездоказательное препирательство с руководством РФ по поводу величины экономического роста в предложенном периоде как основы борьбы с бедностью и при прогнозе до 2015 года (прогнозе ли?) - удвоение ВВП не будет. При этом лучшие в мире министры экономики и финансов без лишней скромности умалчивают об опыте 70 стран мира, выполнивших эту задачу. Это касается и других важных макроэкономических показателей: 1) разрушение трехконтурной кредитно - финансовой системы: (а) валютное обращение во внешней торговле - отсутствие внешнего управления народным хозяйством; б) безналичное рублевое внутреннее обращение - обслуживание производства в экономике; в) наличное денежное обращение - обслуживание розничной торговли и т.д. 2) замена государственного контроля за ценам корпоративным во всех структурах (по горизонтали и вертикали экономики) обусловили неконтролируемый взлет цен от промизделий до предметов потребления и стоимости услуг. 3) установление учетной ставки с 21% годовых до 43% (1998 г. В.С. Черномырдин), во много раз превышающий производительность труда в большинстве отраслей, обусловило вал "рукотворного" банкротства и перераспределение собственности; 4) стабильная многолетняя чрезмерная инфляция в 10-12% сопровождается хроническим искусственным недостатком денег в обращении (коп. на рубль ВВП: 17,6 - 23,3 при 50 коп. и св. 1 рубля в Западной практике). По подсчетам экспертов за 1993 - 2002 гг. при средне-мировом показателе монетизации из национального финансового оборота был изъято 1267 млрд. долл., а при 100% монетизации утрата составила 2534 млрд. долл. Подобное сжатие рублевой массы обусловило замещение рубля потоком долларов, что облегчило вывоз за рубеж все большее количество долларов (пресловутое "бегство" капитала). Таким образом финансирование зарубежной экономики носит беспрецедентный характер. Так, по данным различных источников, общая сумма вывезенного капитала в 1991 - 2000 гг. составляет 250-400 млрд. долл. Но, по расчетам экспертов Ассоциации российских банков, Сумма переведенных за рубеж капиталов в 1990-х годах определялась в диапазоне 800 млрд - 1 трлн. долл. Неоднозначны оценки "бегства" капиталов и за последние 2-3 года, так, если за 2000 год называются суммы от 20 млрд до 25 млрд. долл., то за 2002 год уже 10 млрд - 15 млрд., 2004 г. - не менее 8 млрд. долл.
Наиболее корректным подходом для определения бегства капитала является комплексное рассмотрение статистических показателей, в первую очередь - платежного баланса. Безусловно, такой подход не может быть детально точным, но он позволяет получить максимально объективный макроэкономический показатель, характеризующий "бегство" капитала из России. Статья "Чистые ошибки и пропуски" - балансирующая статья платежного баланса, отражает пропуски платежей, не записанных по другим статьям, ошибки в записи отдельных платежей по ней можно судить о возможных объемах нелегальной "утечки" капитала из страны. Так, если в странах с развитой рыночной экономикой он находится в пределах менее 1% суммы баланса по дебету, то в России на эту статью платежного баланса списывается до 25%, отражая таким образом сальдо, а не реальный масштаб теневых расчетов. Реальный масштаб дополнительно определяется при анализе и оценке отдельных каналов "утечки" как например: занижение стоимости экспорта по статистическим данным; непоступление экспортной выручки; непогашение импортных авансов; невыявленный контрабандный экспорт; превышение финансовых кредитов сверх выданных ЦБ России лицензий; средства, затраченные российскими гражданами на приобретение недвижимости за границей; нелегальный вывоз наличной валюты.
Только в обширных зонах создано до 60 тыс. компаний, принадлежащих российским предпринимателям, в частности на Кипре 4000 компаний.
Отдельные экономисты весьма активно обсуждают проблему инфляции и ее решение. При этом для объяснения развития экономики не анализируются экономические законы, определяющие ход воспроизводства. Вместо этого человечество определяется как природный объект, а инфляция возводится в ранг природного явления. Попытка вовлечь в научный оборот теорему К. Геделя "О неполноте" - стремление посеять сомнение в ее состоятельности и одновременно очевидный недостаток креативного потенциала автора, мешающего использовать ее для решения поставленной проблемы.
В итоге солидный труд дает св. 60 форм, якобы раскрывающих суть инфляции, но не показаны пути снижения ее уровня в России, при различных величинах ее с коэффициентом 2-3 против официоза (В.П.Семенов. Валютный курс и инфляция, М., 2003, с.525).
Американский "Джорнал оф икономик литречур" перечислил 2800 статей на экономические темы и 450 книг, но, несмотря на столь большой объем "производства", экономическая наука явно не отличается хорошим здоровьем. Очевидно упомянутый труд входит в число экономических "бестселлеров". Поэтому известный экономист Людвиг Эрхард имел право заявить: "инфляция - не закон развития, а дело дураков, управляющих государством".
И представьте, никакой государственной ответственности. Последнее: стенания по поводу инвестиционного рейтинга беспочвенны: страна имеет достаточно собственных денег, а правильное их использование чревато быстрым подъемом экономики.(!?)
Повторим, подмена государственного регулирования цен, корпоративным регулированием инфляции (т.е. монопольным сговором) надежно гарантирует дальнейший рост и падение темпов роста экономики.
Отмеченное имеет далеко идущие последствия. Они состоят в следующем. Упомянутся 3-х контурная система денежного обращения СССР при объеме средств платежа, отстающего от роста производства исчисляемого в неизменных (базовых) ценах и при отсутствии в системе ссудного процента, обеспечивает снижение номинальных цен, что повышает благосостояние трудящихся и не приводит к бедности и нищете. При этом сохраняется баланс: "реальные товары"= "реальные деньги" (первые удовлетворяют потребности в момент сделки; вторые - материальные носители информации о деньгах). Однако эквивалентный товарно-денежный обмен был нарушен. Факторы его дезорганизации: бартерные сделки, введение в оборот "фиктивных денег" - валюты иностранных государств, не санкционированных законодательством страны и выведены из-под опеки государства (частичная продажа выручки экспортерами) - "частные деньги".
Вместо одновалютной возникает многовалютная денежная система. Нерегулируемая величина денежной массы в обращении ведет к росту цен на реальные товары - итог инфляция. Таким образом организация эквивалентного обмена это организация товарно-денежного обращения с целью обеспечения неизменных стоимостных пропорций в сфере обмена. 5) Принципиален вопрос экономического неравенства в связи с экономическими процессами в экономике. Социальные предпосылки экономического роста - это условия, в которых социальная конкуренция продуктивна. Последняя является объектом, предметом институциональной политики, которая регулирует соотношения между неравенством и бедностью, его структурными изменениями и создает основу для действительно реального прогнозирования макроэкономических процессов. Поэтому основу социальной политики должно составлять обеспечение социальной конкуренции и недопущение возникновения, создания избыточных преимуществ одной группы населения по отношению к другим. Структура неравенства включает следующие элементы: общее неравенство, поляризацию и концентрацию, в свою очередь, представляющие собой нормальные величины и избыточные показатели. Таким образом, общее неравенство это сумма величины поляризации и концентрации. В нормальных условиях социальная концентрация повышает экономическую активность, предприимчивость, креативно-инновационное мышление, воображение личности, склонность к накоплению человеческого, социального капитала, а следовательно, повышает продуктивность экономики в целом. Тем самым, справедливая социальная конкуренция вытесняет избыточное неравенство, замещает его нормальным или повышает или обеспечивает его уровень, оптимальный для роста эффективности экономики. Очевидно и другое. Недостатки институционального обеспечения управления и организации экономики объективно ведут к неопределенности, увеличивают социальные риски и напряженность в обществе, криминализацию экономики, нарастание проявления коррупции и объемов теневой экономики. Социальная коррупция проявляет себя контпродуктивно и исключает социальное равенство в обществе.
Очевидной иллюстрацией служит плоская шкала подоходного налога 13% на бедных и богатых. Отсутствие льгот по налогам для низкооплачиваемых и прогрессивной шкалы (50 - 60%) для состоятельных не устраняют одни из важных факторов социальной напряженности.
Одновременно введение "налога на ветер" (по английской практике) было бы фактором успокоения особо ретивых собственников. Исследования Бюро экономического анализа показало, что население относящееся к верхнему по доходам децилю, уплатило в 1997 г. лишь 17% налогов, в то время как половина населения (нижние децили) практически полностью расплатилось с бюджетом. В итоге за этот год было собрано лишь 42,7% подлежащих уплате налогов.
Предлагаемая Минздравом новая потребительская корзина означает попытку ведомства "статистики снизить бедность". (Доходы ниже прожиточного минимума имеют около 20% россиян). Предложение может быть дополнено следующей динамикой калорийности питания на душу населения (ккал/сут) в России выглядит следующим образом: 1913г. - 2617; 1920г. - 1400; 1980г. - 2660; 1985г. - 2770; 1990г. - 2590; 1998г. - 2200.
Там, где ресурсы индивидов различаются, в социальные контакты включается неравная сила оказания влияния на определение субъективной реальности (из постулатов Мида - Коллинза). Необходимость тектонических сдвигов в социальном ландшафте страны очевидна. Упорное игнорирование этого феномена наблюдается за весь период реформ, противоречит идее создания социального государства по Конституции РФ. 6). Сверхактуальна проблема и российского федерализма: как вытекает из п.5 нормальное и избыточное неравенство доходов и определяющих элементов (например, неравенство за счет оплаты труда, предпринимательской деятельности, от собственности и социальных трансфертов, от продажи валюты и прочего) кроме влияния на темпы эффективности региональной экономики, влияют и на особенности бюджетно - налоговой политики (налоги и бюджет региона, его дефицитность и т.д.). С учетом перехода в развитии экономики с уровня национальной экономики в целом на динамику регионального развития (мезоуровень) эти два фактора требуют принципиально новой методологии регионализма (единство макроэкономических подходов и регионально-экономических).
7) В развитии содержания пп.5 и 6 отметим не менее значимый факт. Ренто-ориентиованное поведение и неэффективность отечественных новоявленных собственников - факт использования преимущественного положения в распределении продукта и обеспечение несправедливой социальной конкуренции. Общепринятый механизм сбора природной ренты - прямое налогообложение, обеспечивающий обычную норму прибыльности (6 - 8%); в нашей практике это косвенный способ, т.е. изъятие ренты, по сути, не системно-фискальная политика правительства не эффективна. Между тем логика (политика) использования природной ренты многогранна: а) снижение инфляционного давления из-за роста покупательской способности населения и социальных расходов государства; б) основа для создания стабилизированного фонда, социальных выплат жителям, формирование специального фонда будущих поколений (США - Аляска, Оман, Кувейт, Норвегия). Рентные платежи в РФ за пользование нефтяными и газовыми месторождениями в налоговых доходах невелики (2003 г. - 183,1; 2004г. - 279,4 (или 9,7% и 13,5%) млрд. руб.). Поэтому представляет интерес один оригинальный показатель (газ. "Экономика и жизнь" №4, 2004). Это бюджет доходов населения - доходы бюджета на 1жителя (в долл. США). Норвегия - 28374; Финляндия - 16689; Гренландия - 11457; США - 6081; Куба - 1521; Россия - 583 - 100-е место. Это достаточно четко характеризует социальны характер бюджета.
8) Доклад Счетной палаты, посвященный итогам 10 лет приватизации, отмечает незаконную "продажу" - передачу уникальных стратегических предприятий как частным, так и иностранным лицам или на вторичном фондовом рынке. Используя правовые пробелы в регулировании прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, иностранные производители вооружений закрепляли за собой исключительные права на изобретения российских авторов, созданные за счет бюджетных средств (минуя российское патентное ведомство). Только в 1992 - 2000 гг. в США зарегистрировано более 1000 патентов военного и двойного назначения российских изобретателей, а исключительные права у иностранцев ("АиФ", №4, 2005 г.)
Аналогичны и попытки продать концерну "Сименс" петербургскую компанию "Силовые машины". Результат: концерн устраняет конкурента, обороне - достается невосполнимый ущерб.
В аналитической записки прямо заявлено: "государство не сумело создать такую систему, которая бы препятствовала переходу под контроль иностранных лиц объектов федеральной собственности, экономически и стратегически значимых для России".
9) Экологизация производственной деятельности - двуедина задача. Равновесие интересов общества и производителей всех рангов (корпорации - малый бизнес) обеспечивается оптимальным единством использования двух факторов: а) стимулирование расширяющихся объектов стимулирования (внедрение чистых, оберегающих технологий, экологически чистой продукции, сохранение качества окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов); б) использование всего спектра возможностей административного ресурса (стандарты и нормы, сертификация и экспертиза, форма запретов и ограничений, правовая и материальная ответственность; платежи за загрязнение, налоговые льготы, кредитование, субсидии, ссуды и т.п.). Актуален вопрос подготовки квалифицированных кадров по экологической безопасности на всех уровнях (вертикальных и горизонтальных) общественных структур.
Возможности управления природоохранной деятельностью представляет "Закон об охране окружающей природной среды" №7 - ФЗ от 10.01.02г. ("РГ", №6, 2002). Однако Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9.03.04 г. ("РГ", №50, 2004 г.) регламентировано слияние на федеральном уровне служб по надзору в сфере экологии и природопользования, водных ресурсов, лесного хозяйства и недропользованию, на региональном уровне в одном органе управлении природных ресурсов должно бы сопровождаться формированием в каждом заведении четкого механизма достижения поставленных целей с наивысшей эффективность. Время покажет эффективность действия такой схемы управления.
Смущает лишь одно обстоятельство - экономика природопользования остается в ведении МЭРТ - налицо разрыв неделимой сферы управления: целеполагание, управление, контроль, анализ, результат. Иными словами: корешки в одном ведомстве, вершки в другом. Традиционно по-русски: ответственных нет. Положительна инициатива Санкт-Петербурга: хозяйственные субъекты всех форм собственности освобождаются от уплаты налога на прибыль, образуемую в результате проектирования, строительства очистных сооружений, а так же от реализации продукции, изготовленной из отходов. Закон "О налоге на имущество предприятий" предусматривает стоимость объектов, используемых исключительно для охраны природы, исключение из суммы имущества, определяемой для целей налогообложения. Однако, на практике эта существенная льгота (стимул) в большинстве регионов страны не используется. (Госуд. доклад "О состоянии окружающей среды РФ в 2002 г."; изд. "Центр международных проектов", 2003г.) Специализированные банки начали стимулирование кредитами природоохранной деятельности (Экономбанк, Поволжский банк и др.). Вступивший в силу Киотский протокол будет дополнительным аргументом решения этой задачи.
X. В условиях рыночной экономки государство реализует 3 основные экономические функции: а) регулирующую; б) предпринимательскую; в) защитную. Они реализуются с учетом ряда факторов, характерных для данной страны: а)тип экономической системы; б) цели развития ее; в) экономический потенциал (национальное богатство), система отношений собственности; г) степень развития рыночных отношений и уровень развития регионов (включая межрегиональные связи); д) место страны в системе международного разделения труда. Этим определяется важность действия системы: государство (закон) - бизнес. Практика свидетельствует, что на основе действия закона концентраций производства в стране сложилась система крупных корпораций, средних и мелких предприятий. Очевидна и необходимость функционирования этой системы предприятий на основе принципов гармонии, органического единства как единого организма.